Родился я 3 января 1920 года. Провел свое детство и отрочество до 1934 года в деревне Вязовня, Островского района, Псковской области.
Как и все деревни Псковщины, Вязовня была невелика, состояла всего из 20 дворов да шести столыпинских хуторов, приписанных к ней. Приютилась она на косогоре у слияния реки Великой и ее притока — небольшой извилистой речушки Вязо-в’енки, в полукилометре от пограничной с Латвией железнодорожной станцией Остров. По существу это был пристанционный поселок. Часть жителей деревни находила себе работу на станции.
Рядом с деревней — бывшее имение Захваево. Владелец имения инженер-путеец Захваев был одним из строителей железной дороги Петербург-Варшава, которая проходила через станцию Остров. Барина я, конечно, не застал, но полуразрушенный каменный двухэтажный дом его видел. Мы, деревенские мальчишки, много времени проводили около него. Невдалеке от барского дома — большой заросший ряской пруд, в котором мы бреднем ловили карасей.
В имении был большой, на нескольких гектарах, относительно молодой сад. К нему примыкала сосновая роща. Возле разрушенного дома росли несколько могучих вековых дубов — одно из любимых мест наших игр.
Моя мама, Татьяна Даниловна, до замужества была горничной в этом имении.
Отец, Соколов Яков Васильевич, происходил из
бедной многодетной крестьянской семьи деревни Заовражье, Гдовского уезда.
До призыва в 1914 году в армию был учеником и подмастерьем в сапожной мастерской Петра Спи-ридоновича Алексеева в соседнем селе Рудня. В годы Первой мировой войны служил рядовым орудийного расчета тяжелого артиллерийского дивизиона. В 1918 году со своей частью оказался в Острове, в возрасте 25 лет женился на моей матери. Вскоре он убыл к новому месту службы в Двинск.
Когда я родился, мама была в отчаянном положении! Зима. Ни дров, ни продуктов. Отец, узнав о моем рождении, будучи в это время уже в рядах Красной Армии, отпросился на несколько дней посмотреть на сына и помочь жене. Из краткосрочного отпуска возвратился в часть с опозданием на двое суток. Его обвинили в дезертирстве, осудили. Какое-то время отбывал тюремное заключение. Но вскоре был амнистирован и в 1922 году демобилизован.
Его тесть (мой дед) Данила Вавилович Колосс* выделил отцу из своего надела полдесятины земли. Отец с помощью деда рядом с его домом (через небольшой сад) на этом участке построил свой. До окончания строительства дома, некоторое время, примерно до 1924 года, мы жили у деда.
У него была большая семья — два сына и пять дочерей. Моя мать была старшей.
Имея большую семью, дед после революции получил приличный надел — 12 десятин земли. Правда, лишь часть земли, чуть больше половины, была
пригодна для обработки. На остальной рос кочковатый кустарник (небольшие березки, багульник, «гоноболь» (голубика), брусника, черника, папоротник) и две небольшие ольхово-осиновые рощицы — они назывались Нижняя и Верхняя Ледины. На краю пахотной земли, ближе к кустарнику, возвышался небольшой, правильной формы песчаный холм, поросший «заячьими лапками». Позже, когда я учился в школе, прочитав в какой-то книге о древних курганах, я принял этот холм за курган. В своем предположении я утвердился еще и потому, что на склоне холма была небольшая яма. Подумал, что это след чьих-то давних раскопок. Уговорил ребят на раскопку. Но нам это оказалось не под силу. А взрослым некогда было заниматься таким зряшним делом.
Хорошо помню дедов дом и ободворок. Дом его, также как и наш, обшитый тесом, с резными наличниками на окнах, с соломенной крышей, фасадом был обращен к шоссейной дороге, проходившей через деревню. Он состоял из двух половин (типичная пятистенка), соединенных между собой дверью. Кроме того, в каждой половине были двери, выходящие в холодные сени, пристроенные к дому во всю длину. В сенях был чулан для хранения разного хозяйственного барахла и некоторых продуктов, уборная («нужник»). Из сеней был выход во двор также через две двери. Двор был замкнутый. Непосредственно к дому примыкала калитка и ворота с козырьком.
Далее углом шли хозяйственные строения: бревенчатый амбар (по местному «клеть» ) с сусеками для хранения зерна, круп, муки; рядом с ним поветь («кухня») — навес, под которым стояли телега, «линейка»(легкая повозка для поездок), дровни, легковые сани; на костылях висела сбруя (хомуты, уздечки, черезседельник, подпруги, вожжи) . В повети на слеге для детей были подвешены качели. Кстати, видимо, благодаря тому, что много качался на качелях, я еще в детстве преодолел «морскую болезнь», изначально заложенную в организме почти каждого человека. За поветью — хлев для коров (временами их было две), свинарник, конюшня ( у деда была одна лошадь — мерин), курятник. Все эти строения были под одной непрерывной крышей. Через небольшой забор с калиткой они примыкали к дому с другой стороны. Несколько поодаль от дома было гумно. В одной его половине хранили часть сена (остальная часть в стогу), в другой половине с глиняным полом осуществлялся обмолот зерновых и гороха вручную («цепами»). Небольшой глиняный ток был оборудован и рядом с гумном. Его использовали в хорошую погоду.
В основной половине дома была русская печь с пристроенной к ней плитой для приготовления
пищи, в то время, когда печь не топилась. У входной двери стояла лохань с подвешенным над ней «гильком» — глиняный сосуд с двумя рожками, используемый в качестве умывальника. Зимой для отопления устанавливалась круглая чугунная печурка; железные рукава от нее входили в печной дымоход. Слева от входа были оборудованы нары с пологом для мужчин. В дальнем углу справа, за большим желтым «буфетом» — кровати с пологом для женщин. В левом дальнем углу были иконы с лампадкой. Вдоль левой стены была оборудована большая широкая «лавка». На ней можно было сидеть, а при необходимости — и лежать. К лавке примыкал большой стол на металлических ножках. Около него — несколько скамеек и табуретов. У передней стены стоял комод, над ним — зеркало. Зимой в избе появлялась пара ножных прялок, сборно-разборный деревянный ткацкий станок. Кроме того, в комнате стояло большое резное с подлокотниками кресло — «трон», крытое бархатом. Оно, так же как буфет, комод, стол и зеркало, явно были добыты дедом при разграблении после революции захваевского имения.
Самого деда Данилу помню смутно. В его облике было что-то от монголо-татарского ига — черная монгольская бородка, выделяющиеся скулы. Немного скуластыми были моя мама и младшая се-
стра, две тетушки. Как рассказывала мама, дед был «отчаянный» мужик. В свое время участвовал в комбеде. В 1925 году его убили.
Ранним морозным утром, было это 21 января, ровно в годовщину смерти В. И. Ленина, на двор пришла лошадь, запряженная в сани, на которых вечером уехал дед. На санях обнаружили следы крови. Бросились на поиски. Верстах в двух от дома его нашли мертвым в сугробе, в придорожных кустах. Рядом с ним лежало и орудие убийства — «колотушка» — затесанное полено, которым его ударили по голове. Удар был не смертельным, но дед, потеряв сознание, выпал из саней в снег и замерз. Потом узнали, что ночью в одном из шинков на станции он играл в карты. После игры поехал в соседнюю деревню. По пути его кто-то встретил и нанес роковой удар.
Мертвого деда мне не показали, и на похоронах его я не был. Мне было тогда всего 5 лет. Овдовевшая бабушка Иринья стала во главе большой семьи. К этому времени только две ее старшие дочери, в том числе — моя мама, вышли замуж. Младшей дочери (моей тетушке) было лет десять. До конца своих дней бабушка так и оставалась вдовой. Последние годы жила у младшей дочери. Прожила долгую жизнь. Умерла она уже после Великой Отечественной войны в возрасте около 90 лет.
Ее помню хорошо. Все мое детство, вплоть до школьного возраста, прошло в основном в доме бабушки, как говорят, под ее крылом. Была она худенькая, очень подвижная. Целыми днями я находился в ее доме, часто и ночевал там на печке, благо наши дома рядом, и родители знали, где я нахожусь. Днем она хлопотала по хозяйству. Но не забывала и нас, ребят. То накормит горячими лепешками, то достанет откуда-то пряник, конфетку или яблоко. А когда ей выдавалась свободная минута — вместе с нами мастерила игрушки из подручных материалов, в основном из лучины: то «пильщика», то «медведей-кузнецов». Она не гнала нас от себя, даже когда мы, видимо, и мешали ей, вовлекала в посильную работу: то мы подносили ей хворост — она рубила его на колоде, то вместе с ней подметали избу, то в Крещенье зимой ставили крестики из лучины на озимое поле, возле колодца или крестили мелом ворота, стены построек. Рассказывали, как однажды бабушка сделала ровненькую грядку, сажала что-то, а я (мне было тогда 3 или 4 года) шел следом за ней по грядке, вытаскивал рассаду. Она не заругалась, а показала, как сажать рассаду. Я стал помогать ей.
Вечерами мы забирались на печку, слушали бабушкины сказки, некоторые по многу раз.
Несколько строк о родных по отцовской линии. Сведения о них у меня скудные. Деда по отцу я вообще не видел. Он умер до моего рождения. Кем он был — не знаю. Отец почему-то не рассказывал мне о нем. Мать отца — моя вторая бабушка жила далеко от нас, в деревне Заовражье, Гдов-ского района, где-то в лесах, верстах в сорока от Гдова.
Мне было лет пять, когда мы всей семьей поехали туда навестить бабушку. До станции Гдов ехали поездом, потом на телеге через дремучий лес, ночью, страшно боялись волков. Их там было в те времена много. Бедная избушка бабушки находилась на краю деревни. Вокруг — лес, а у избушки голо, ни кустика, ни деревца, никаких хозяйственных построек. Удручающее впечатление все это произвело на меня. До сих пор стоит перед глазами одинокая бедная избушка.
Немного о жизни и быте жителей деревни того времени на примере семьи деда.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: