Деревня Захново расположена на старинной дороге между Сигорицким погостом (Сигориц-кой губы старинного Владимирецкого уезда) и самим Владимирцем — древним псковским пригородом. Попробуем разобраться, как появилось само название – Захново. Очевидно, что оно представляет собой слово, образовавшееся из определения-прилагательного, что свойственно славянским топонимам. Для этого к основе слова был добавлен формант «-ово». У нас остается – «захн-». Что это означает. Откроем Словарь В.И.Даля. Там имеется глагол «заховать»:
ЗАХОВАТЬ что, южн. зап. и пек. спрятать, запрятать, припрятать, схоронить, похоронить покойника)) кур. тамб. далеко запрятать, заложить, запропастить, затерять. \ арх. завладеть чем незаконно, особ, о земле, угодьях, оттягать. Сосед хазовал у меня землицу, -ся, запрятаться; пропасть, затеряться встарь, беречься, строго соблюдать что. И вы бы в том во всем заховалися, водлуг сего листу, конечно, зап. Заховень об. береженое дитятко, кого прячут от людей и от непогоды. Заховапец, заховец м. пек. ларец, укладка, сундук, коробья. | Человек скрытый или зарытый.
Причастие прошедшего времени совершенного вида среднего рода от этого глагола будет – «захо-вано». При добавлении форманта и разговорного сокращения основы — получаем современное название деревни.
Из набора толкований значения глагола нам ближе всего псковский диалект. Имеем значения: спрятать, схоронить и близкие к ним. Таким образом название деревни Захново может быть расшифровано, как затерянная деревня, запрятанная между холмов. Действительно, она располагается за грядой холмов. Этой грядой она отгорожена от обширных равнинных территорий, идущих к югу. К северу от гряды распространяется холмистая область Судомской возвышенности.
Деревня, располагающаяся у подножия гряды со стороны равнины, называется Сигорицы. По вос-
поминаниям старожилов, эта гряда холмов прежде называлась Синие горы. Такой она казалась издалека. Благодаря располагавшейся перед ней низине и своей значительной высоте, холмистая гряда была видна за многие километры. Рядом находится деревня Загорье, название которой даже не нуждается в комментариях.
В Захново было найдено несколько монет первой половины XVIII века. При рытье подвала нового дома было обнаружено три уровня фундаментов деревянных домов, располагавшихся один под другим. В деревне находится старинное погостовское кладбище на Сноровьской (или Сноровой) горе, обнесённое изгородью из дикого камня. По преданию, на кладбище стояла деревянная часовня. Она разрушена ещё до войны. Кладбище относилось к Сигорицкой церкви. В книге протоиерея Н.А. Панова упоминается в Сигорицком приходе на начало XX века три часовни. Одна на кладбище при церкви, построенная из остатков колокольни в 1872 году, другая на известном святом источнике в лесу, а третья в деревне Зехнове. Деревня с таким названием есть на удалении четырех километров от Сигориц, однако известно, что она относилась не к Сигорицкому приходу, а к Влади-мирецкому. Учитывая, что в книге Н.А.Панова нередко встречаются названия, отличающиеся от современных вариацией отдельных букв, можно сделать вывод, что в данном случае упоминается Захновская часовня.
О том, что через деревню проходил старинный тракт, напоминает название одной из захновских придорожных гор — Кабацкая.
Недалеко от Захново находится гора, носящая название Бабина. Известный русский историк, академик Б.А.Рыбаков названия типа Бабина, Дедови-чи и т.п. относил к архаичным дохристианским временам, имея в виду, что в древности там находились языческие капища -стояли «бабы» и «деды».
Сигорицы
Над Сигорицами возвышается гора Поповка, рядом находится старинный погост с фундаментом деревянной церкви XVIII века. Через дорогу виднеются следы священнической усадьбы — сохранились остатки сада с замечательными старинными серебристыми ивами.
В XVIII веке Сигорицы упоминаются как административный центр одноименной губы — территориального подразделения Владимирецкого уезда. Соответственно административному статусу, в Си-горицах была церковь — центр прихода. История донесла до нас, что в 1736 году помещиком близлежащего села Сонино Иваном Ильичем Нагим в Сигорицах была построена деревянная церковь Воскресения Христова. Сведения о времени построения храма заимствованы из надписи на местной иконе Воскресения Христова (ныне эта икона утрачена вместе с самим храмом). В 1871-72 годах здесь были проведены работы по реконструкции погоста. К храму на пожертвования прихожан было пристроено два придела: во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Казанской иконы Божией Матери, рядом с храмом устроена часовня со звонницей.
В 1873 году в Сигорицах была открыта первая земская школа, в которую было набрано 30 учеников. Это – средняя цифра для местных школ погостов того времени. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу. В хозяйстве высоко ценились даже и детские руки. Обучение не считалось популярным. Для крестьянина достаточно было научиться считать копны на лугу, а подписываться и вообще считалось лучше просто крестом — по традиции. Курс одно-двух годичного обучения обычно заканчивало не более 15-ти, самое большое 20-ти процентов от зачисленных.
Население прихода к началу XX в. превышало четыре тысячи человек. В приходе насчитывалось более восьми десятков деревень, но они были очень ма-лодворными, как и вообще деревни этого региона. В среднем, чуть более пяти дворов на деревню.
На рождество Иоанна Педтечи (24 июня ст. ст./ 7 июля н. ст.) в Сигорицах был большой праздник. Кроме местных, на праздник прибывал народ и издалека. После праздничной Божественной литургии совершался крестный ход от церкви на святой источник, находящийся на удалении около двух километров от Сигориц, между прежними деревнями Кузово и Васьково. На источнике при огромном стечении народа в течение дня слркились молебны. В самих Сигорицах в этот день проводилась праздничная ярмарка. Привозились товары местных промыслов, сельскохозяйственные продукты, рыба.
Последний раз ярмарку проводили в 1937 году. В самый разгар праздника налетели неожиданно чекисты, стали хватать кого попало. Народ разбегался — куда мог. Был арестован и бесследно исчез сигорицкий священник, разорена и закрыта церковь.
Службы в храме ненадолго возобновились только с приходом немцев. Был прислан новый настоятель, очевидно, из Прибалтики. В конце войны, с развитием партизанского движения, церковь снова опустела. Больше богослркения в ней не возобновлялись.
После войны в здании храма была размещена местная больница. Большинство местных женщин здесь рожали детей, но с оттоком из этих мест населения и больница закрылась — была переведена в Воронцово. После этого здание церкви недолго использовалось под колхозный склад запчастей. В 1967 году здание церкви было окончательно разломано. Некоторые местные жители, потерявшие за годы советской власти последние признаки совести, растаскивали оставшееся от былой церкви по своим подворьям. Это, однако, не принесло им счастья.
В восьмидесятых – здесь, напротив кладбища, ещё стоял клуб, где по выходным крутили кино, клубные гулянья обычно заканчивались пьяными драками, иногда поножовщинами. Власти не скупились на репрессивные меры к крестьянству, брошенному на самый низ социальной лестницы советского строя. Многие местные мркики прошли застенки обновлённого ГУЛАГа. Власть старательно напоминала людям, что они не сами по себе, а -кирпичики будущего всемирного здания коммунизма.
Когда в Сигорицах закрыли начальную школу, стал более заметен отток населения. Сгорел, наконец, и клуб, закрылась библиотека. Ещё долго держалась почта, но к концу девяностых и той пришел конец.
Когда-то на лугах вокруг деревень паслись многочисленные колхозные стада. С победой в стране демократии, поголовье скотины стало резко сокращаться. Сперва, в начале девяностых, закрыли большой свинарник. Через несколько лет, в стоящем через дорогу коровнике, по чьей-то нерадивости, а скорее по недостатку уже скотины, которая своим дыханием рке не могла согревать огромный корпус, в самые морозы замёрзли и лопнули трубы поилки. Оставшихся коров пришлось срочно переводить в соседний коровник. Оборудование бывших дворов спешно разбиралось, а большей частью просто разворовывалось. С крыши стаскивали кровлю и на этом жизнь здания заканчивалась. Оставшиеся деревянные конструкции, которые не пригодились местным жителям даже на дрова, быстро сгнивали, от сырости и морозов рассыпался кирпич. На рубеже тысячелетий прекратил свое существование последний огромный сигорицкий скотный двор на несколько сотен голов скота.
Кругом ещё виднеются остовы колхозных построек, но всё сильнее зарастают молодой и сильной порослью заброшенные колхозные поля. На давно нетронутых плугом нивах то и дело можно встретить заросшие бурьяном брошенные фрагменты славной колхозной техники.
Там наши корни… Воспоминания о Стаднике
А. А. Васильева, заведующая отделом работы с читателями районной библиотеки. Фото автора.
Когда я была маленькой, моя бабушка Егорова Анастасия Егоровна 1902 г.р. часто брала меня в гости к своему брату Якову Егоровичу в Стад-ник. Из нашей деревни Погорелки (здесь бабушка вышла замуж) мы начинали свой путь по дороге, которую все тогда называли «копанец».По ней когда-то возили лён на льнозаготовку в Стадник. Эта дорога есть и сейчас, но заросла лесом. Иногда наш путь сокращался, прямо через поле мы шли к лавине через реку Щепец, которая была почти рядом с домом Якова Егоровича. Если после половодья лавина ещё не была поставлена, то делали крюк и шли через мост. Когда подходили к мосту, идя по высокому берегу реки, то нашему взору открывался красивый изгиб реки, где напротив стоял таинственный дом из красного кирпича. Бабушка рассказывала, что здесь жил до революции барин Ларионов, и что девочкой она работала на этого помещика — пасла скот.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: