Польские дневники походов Стефана Батория на Россию являются важным источником для изучения российской истории XVI века. Особый интерес они представляют для псковичей. Оборона Пскова от войск Батория — одна из самых героической страниц в средневековой истории нашего города. Переиздание дневников позволит широким кругам читателей лучше понять события того далёкого прошлого.
Приятно сознавать, что эти дневники стали доступными для русских исследователей благодаря переводам нашего земляка, уроженца Пскова, учителя истории Ореста Николаевича Милев-ского. Знакомство с его биографией следует начинать с предков, так как его отец Николай Федотович был первым псковским краеведом и, безусловно, оказал влияние на выбор сыном профессии и помог углублённому изучению им российской и псковской истории.
Николай Федотович Милевский
Будущему священнику и краеведу Николаю Милевскому досталось трудное сиротское детство. Его отец Федот Харитонович с трудом выбился из нужды и прожил недолго. В 1801 году, когда у него в Пскове родился старший сын Николай, Федоту Милевскому, не окончившему полного курса местной духовной семинарии, предоставили работу подканцеляриста в Псковской духовной консистории. Через два года, с рождением второго сына, его рукоположили в дьяконы и отправили служить при Успенской церкви отдалённого уездного Торопца. Там в июне 1809 года его возвели в саи священника Покрово-Николаевского храма, а также разрешили преподавать в Торопецком духовном училище.
Однако в начале 1812 года 33-летний Федот Милевский внезапно скончался. Вдова Екатерина Семёновна с двумя сыновьями была вынуждена жить на 50-рублёвое годовое пособие от нового священника. Только в 1816 году ей разрешили переехать в родной Псков, приписали к заштатному клиру кладбищенской Дмитриевской церкви, назначили вдовью пенсию, а сыновей перевели из Торопецкого уездного училища в Псковское духовное и определили Николая на полное казённое содержание и Фёдора — на половинное.
В 1819 году Николая Милевского приняли в Псковскую духовную семинарию. За шесть лет он прошёл полный курс преподаваемых наук «при способностях весьма изрядных и прилежании не слабом». Хотя окончание семинарии со званием студента 1-го разряда давало ему право на переход в духовную академию, но материальное положение семьи не позволило продолжить учёбу. Холостого выпускника не могли назначить священником, и два года он учительствовал в Порховском приходском училище, а с октября 1827 года — в Псковском духовном училище.
После женитьбы Николая Милевского на 19-летней Александре Тимофеевне архиепископ Мефодий (Нишнячевский) 3 мая 1829 года рукоположил его в священники псковоградской церкви Покрова от Торга, а 28 ноября 1832 года перевёл в Ново-Возне-сенский храм. К нему были приписаны Анастасиевская и Сергиевская церкви. Настоятелем этих храмов Милевский состоял непрерывно 33 года, до самой смерти. К тому же 22 года он преподавал Закон Божий: в 1832—1840 годах в Полубатальоне военных кантонистов и с 1 марта 1833 по 13 октября 1854 года — в Губернской мужской гимназии.
Николай Милевский быстро приобрёл значительный авторитет. 6 декабря 1836 года архиепископ Нафанаил (Павловский) назначил его депутатом от духовенства в высшие губернские присутственные места, 6 марта 1837 года поручил ему осуществлять цензуру проповедей, читаемых в городских церквях, 30 ноября 1837 года назначил непременным членом Губернского статиста-
ческого комитета от епархии. В работе этого комитета участвовали лица, интересующиеся жизнью и историей губернии. А10 марта 1842 года включил его в состав Псковской духовной консистории. Членами этого главного религиозного органа епархии были пять-семь наиболее уважаемых священников города, коллегиально рассматривавших все текущие дела и бумаги, поступавшие к архиерею. Уже 23 марта 1844 года «в уважение его примерного усердия и честности, с которым он проходил как многотрудную должность присутствующего в Консистории, так и другие послушания» тот же владыка произвёл Николая Милев-ского в протоиереи (старшие священники).
Первая местная газета — «Псковские губернские ведомости» — начала выходить 5 (17) января 1838 года. Если в Пскове и были краеведы, любители старины, то свои статьи, заметки по истории города до этого им публиковать было негде. Впрочем, готовых для публикации исследований псковичи тогда явно не имели. Не случайно за первые два с половиной года в газете они не появлялись, в то время как исторические очерки о Великих Луках, Острове, Опочке, Холме, Торопце, Печорахв ней иногда печатались.
В январе 1840 года псковским губернатором стал генерал-майор Фёдор Фёдорович Бартоломей. Через два месяца, 20 марта, посетовав, что в газете «весьма нелшого статей, исторических и статистических обзоров», он призвал «всех благомыслящих и истинных ревнителей просвещения» присылать их. Первым из псковичей на обращение откликнулся священник Николай Милевский. В его послужных списках, включённых в ежегодные клировые ведомости Ново-Вознесенской церкви, отмечалось, что дважды, 28 июня и 23 сентября 1840 года, он получал благословение епархиального начальства на «рассмотрение и исследование древних хартий в архивах Губернского правления и всех присутственных мест в г. Пскове».
Впрочем, материал для своей первой публикации Милевский извлёк не из этих архивов, а нашёл в ризнице псковского Иоан-
но-Предтеченского монастыря: 28 августа и 4 сентября того же года в двух номерах газета напечатала снятую им копию жалованной грамоты допетровских времён на владения этой обители, с комментариями краеведа. Затем он начал публиковать документы из архива Псковской казённой палаты, а иногда и длинные списки царских указов XVII века, посылаемых в Псков.
Одновременно Милевский стал работать над статьёй о памятниках псковской старины. Под названием «Археографическое описание древностей города Пскова, сохранившихся по настоящее время» газета публиковала её в 1841 году 8, 15 и 22 января, 16 и 23 апреля. После четырёхлетнего перерыва её небольшое продолжение было напечатано 2 мая 1845 года. Эта первая краеведческая статья о Пскове, появившаяся в местной периодической печати, переиздана и проанализирована нами в №№ 19 и 20 журнала «Псков» за 2003—2004 годы.
Отметим, что только 8 января 1841 года под заглавием статьи газета пометила: «Сообщено Свящ. Ник. Милевским», а в дальнейшем автор не указывался (даже после перерыва в 4 года!). Как и при печатании многих выписок из древних актов и их списков, опубликованных в 1840-х годах и безусловно подготовленных им к печати. Сомневаться в этом не приходится, так как других псковских историков и краеведов, печатавшихся в те годы, не было. По этой причине Милевского можно считать автором и статьи «Древности Псковской губернии» в №№ 12—14 «Псковских губернских ведомостей» за 1844 год, содержавшей описание действовавших монастырей и псковского Троицкого собора, а также малоформатной брошюры в 45 страниц «Краткое указание на псковские древности», изданной типографией Псковского губернского правления в 1849 году. В них автор тоже не упоминается. (Ксерокопия брошюры имеется в фонде М. М. Медникова древлехранилища Псковского музея-заповедника. В ней очень сжато изложена история Псковской земли от изборских кривичей до войны с Карлом XII.)
Священник Николай Милевский воспользовался газетой и
для привлечения внимания к бедственному положению приписной Анастасиевской церкви. В большой статье «О храме святой великомученицы Анастасии», напечатанной 8 апреля 1842 года, он рассказал историю этой древней церкви, пострадавшей от общегородского пожара в июле 1786 года и с тех пор медленно разрушавшейся. Статья помогла, благотворители нашлись, и 5 июля 1844 года появилась новая заметка — «Об освящении храма св. великомученицы Анастасии в Пскове».
1840-е годы стали временем наибольшей краеведческой активности Николая Милевского. Но и позднее он оставался непременным и активным членом Губернского статистического комитета. В связи с утверждением нового Положения о Комитете духовная консистория указом от 3 марта 1861 года подтвердила его полномочия. 22 марта следующего года Милевского включили в отдел по собиранию обязательных для Комитета сведений. А 16 мая, отметив, что «протоиерей Милевский занимается археологическими изысканиями по древностям города Пскова», Комитет признал его своим действительным членом, то есть участвующим в занятиях Комитета не по назначению консистории, а своими конкретными и нужными делами.
На заседании 10 ноября 1862 года Милевский представил Комитету План генерального межевания губернского Пскова 1782 года и свои пояснения к нему. Тогда же его включили в комиссию для рассмотрения статей, предназначенных к напечатанию в неофициальной части «Псковских губернских ведомостей», и, «как знакомого с летописями и архивами», просили «извлечь из них данные о промышленности и благосостоянии местных жителей в прежние времена». Такие сведения были напечатаны газетож17 апреля 1864 года в статье «Некоторые намёки на экономические условия, при которых жили здесь 200 лет назад». Она основывалась на расходной книге 1659 года, хранившейся в архиве Казённой палаты. Через неделю в заметке «Ошибка г. Костомарова» автор на основании той же расходной книги не согласился с авторитетным историком, утверждавшим в новой
(1863 года издания) книге «Северно-русские народоправства», что пригороды Вышегород и Кобылье исчезли до 1510 года.
К сожалению, в «Псковских губернских ведомостях» не было ни некролога, ни краткого сообщения о смерти их активного автора. Дореволюционный краевед К. Г. Евлентьев в «Указателе вещественных памятников древности и старины церковной и гражданской в губернском городе Пскове» 1873 года назвал Н. Ф. Милевского среди людей, достойных памяти и составления биографии, покоящихся на Дмитриевском кладбище. Недавно там левее храма удалось найти лежащий на земле белый мраморный, чуть треснувший надгробный камень с надписью.
«Протоиерей Николай Федотович Милевский.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: