Относительно крещения с Ольгой именно Улеба, следует проявить некоторый скепсис, поскольку упомянутый в составе посольства Ольги в 946 году анепсий -это её кровный родственник и, скорее всего, племянник, из чего можно сделать заключение, что у Ольги были либо брат, либо сестра.
Необходимо обратить внимание и на другое обстоятельство. В договоре Игоря с греками 944 года перечень послов Руси идёт в порядке иерархии пославших их лиц. На первом месте – посол Игоря, на втором – Св’ятослава, на третьем – княгини Ольги, на четвёртом – Игоря, племянни-’ка Игоря, на пятом – Володислава и далее все остальные. В том случае, если у Святослава в 944 году были родные братья, они непременно должны были занять подобающее им место в договоре. Но этого нет, и после Святослва идёт уже племянник Игоря. Владимир, родившийся в 942 году, как незаконнорожденный, не упомянут вовсе. Повидимому, трудное детство было у будущего крестителя Руси … Итак, на состояние 944 года родных братьев у Святослава не было и, учитывая, что Ольге к этому времени было около 51 года, едва ли они были и потом. Другое дело, если у Игоря были сыновья от других жён (время-то языческое !). В.Н. Татищев, ссылаясь на ту же Иоакимовскую летопись, сообщает: «Име же Игорь потом ины жёны, но Ольгу мудрости ея ради паче иных чтяше».
Если к моменту летописной даты смерти своего отца Рюрика в 879 году Игорь был «детеск» и, если принять его возраст за два года, то к моменту встречи с Ольгой в 903 году ему могло быть 25 – 26 лет, так что сводные братья у Святослава быть могли. Вероятно, Улеб и был одним из них.
По-видимому, какие-то родственники оставались у княгини Ольги и в Выбутах, на её родине. Во всяком случае, житие утверждает, что после своего крещения Ольга посетила свою родину, Выбутскую весь, и проповедывала там христианство близким ей людям. Собственно, почему бы и нет, это вполне естественно. В.Д. Смиречанский датирует эту поездку Ольги между 957 и 969 годами. 957 год считался датой крещения Ольги, а в 969 году она умерла. Так что, понятно, откуда взялись эти даты.
По А.Н. Мошину, княгиня Ольга останавливалась в районе Великих Лук в июле 961 года. По преданию, во время этой поездки её сопровождали именитые люди Пскова и Новгорода – городов, которые она посетила. Существенно, что согласно археологическим данным, и Псков, и Новгород как раннегородские центры с присущими им функциями, уже существовали. Так что, с этой стороны сообщение Мошина реально.
Однако, наиболее известна и, как принято считать, наиболее достоверна поездка Ольги на север 947 года, посвященная упорядочиванию сбора даней и оброков и установлению погостов. После завершения второй древлянской войны перед киевским правительством княгини Ольги встал вопрос об упорядочивании сбора дани с подчинённых земель. В том числе, и с подчинённых ей лично, то есть, с её домена. Если раньше князь и подчинённые ему лица собирали дань старым способом объезда земель и кормления в них с одновременным сбором этой дани, а нормы сбора никак не регламентировались, то теперь появилась упорядоченная система взимания поборов.
Считаю, что 947 год как переломный год упорядочивания сбора дани далеко не случаен. В 946 году княгиня Ольга посетила Константинополь и была принята императором Константином Багрянородным, который только в 944 году возвратил власть, находившуюся до того в руках узурпатора Романа I Лакапина, к которому и у Ольги, и у Константина были – у каждого свои – но очень серьёзные претензии. И в Киеве и в Царьграде сменилась власть. Надо было налаживать отношения. И вот, во время беседы, известный своей учёностью император Константин, автор труда «Об управлении империей», вполне мог посоветовать Ольге, как лучше всего наладить управление киевским государством. Прямо доказать это положение нельзя, но, исходя из логики событий, оно очень вероятно. Поскольку отлаженная Ольгой система работала без сбоев на всём протяжении существования древнерусского государства, княгиня хорошо знала, что делала.
Попутно решались и другие проблемы. В Иоакимо-ской летописи в связи с погостами и данями есть ещё одно любопытное известие о законотворческой деятельности Ольги: «Тогда же отказа Ольга княжее, а положи имати от жениха по черне куне князеви или бояринови».
«Княжее» обычно объясняли как jus primae noctis -«право первой ночи» князей и бояр в отношении подданного или полусвободного населения. Этой же точки зрения на вопрос придерживался и известный историк СМ. Соловьёв. Если это так, то можно считать, что этот варварский обычай, который довольно долго держался в давно уже христианской феодальной Западной Европе, был отменён княгиней Ольгой задолго до введения христианства на Руси.
Что касается происхождения Ольги, то и обычное её житие и пролог свидетельствуют, что она – «от простых … человек». Против этого положения высказывался ещё В.Н. Татищев: «К тому видим, что все князи и прежде и после женились на дочерях княжеских, а на крестьянских ни единого».
В дальнейшем, эти соображения развил и дополнил историк церкви А.В. Карташов, который отметил, что роль перевозчицы – «это легендарное искажение признака высокого социального положения Ольги – варяжкй» и что контроль за переправой через р. Великую в стратегически важном пункте мог быть доверен скандинавскому дружиннику знатного происхождения, в ранге не ниже «варяжского генерала». Летописный Кий, легендарный основатель Киева, по одному из преданий времён лето–писца, также был «перевозчиком», с чем летописец не соглашался и приводил свою аргументацию.
Заключение династических браков в средневековой Европе всегда было делом очень ответственным, и за выбором невесты для правителя государства стояли прагматические интересы правящей династии, вопросы престижа и очень жёсткий политический расчёт. Происходила ли Ольга из рода Гостомысла, либо она принадлежала к какому-то другому знатному роду – это едва ли удастся выяснить. По крайней мере, в ближайшее время. Пролог же начинает повествование об Ольге словами:
«Сия блаженнаа княгине плесковитины жена же Игоря князя …»
Если это так, то в каком из нескольких возможных смыслов Ольга – княгиня плесковитян – остаётся также неясным.
Относительно имени княгини Ольги, то есть то, что по разным источникам её называют либо славянским именем Прекраса, либо скандинавским именем Хельга, в славянизированном варианте – Ольга, то здесь следует заметить, что тогда в смешанной славяно-скандинавской среде человек мог иметь два имени – одно славянское, а другое – скандинавское. Если же он ещё и крестился, то получал ещё и крестильное христианское имя и, в зависимости от обстоятельств, мог пользоваться то первым, то вторым, то третьим. Несомненно одно: Константин Багрянородный во время приёма Ольги в Царьграде называет её тем именем, каким называли её соотечественники – Элга, что с учётом надстрочных знаков, означающих в греческом языке в начале слова придыхание, практически идентично скандинавскому имени Хельга. То же самое имя – Элга – встречаем в качестве подписи под изображением Ольги на фреске Софии Киевской, заложенной Ярославом в 1017 году. Кроме того, в эпизодах мести древлянам Ольга, бесспорно, действовала как скандинавка (см. ниже).
Ещё одно, крайне любопытное указание на северную родину Ольги содержится в части именослова киевского окружения княгини. Известный петербургский историк и археолог Д. А. Мачинский заметил, что в договоре 944 года личный посол Ольги носит финское имя Искусеви, а посол Предславы, знатной дамы, занимавшей самое высокое
положение в возглавляемой Ольгой женской части её двора, так вот, этот посол носит также финское имя Каницар. Естественное объяснение состоит в том, что эти люди – из окружения Ольги – происходят из нижнего Повеличья, с её исторической родины. В этом же ключе объясняются и позднейшие киевские реалии, а именно: в XI веке, уже после смерти Ольги, некий знатный муж по имени Чудин имел в Киеве двор на месте двора Ольги и он же держал Ольгин град – Вышгород, располагавшийся в 15 км выше Киева на высоком берегу Днепра. Человек этот был настолько именит и известен, что его брат именовался лишь как «Тукы, брат Чюдин». Этот же Чудин в XI веке участвовал в составлении «Русской Правды» – основного законодательного документа Древней Руси, в котором отмечены основные привелигированные лица – варяг, колбяг, слове-нин, русин. Так вот, финским именам соответствует только один элемент в этой этнической конфедерации – колбя-ги, смешанное финско – скандинавское население ранней Руси, ныне соотносимое с территорией приладожской курганной культуры. Однако, один топоним, Колбежицкий погост, есть и на Великой в нескольких километрах южнее Выбут. Скорее всего, откуда-то из этих мест и происходило финноязычнре или, по крайней мере, финское по именам, служилое окружение княгини Ольги.
Относительно старых краеведческих разработок происхождения княгини Ольги, стоит упомянуть в качестве курьёза, что в фондах Древлехранилища Псковского музея сохранилась рукопись известного псковского краеведа и историка Ф.А. Ушакова «В. Кн. Ольга и её отношение к Псковской стране». Ушаков пытался обосновать финское, эстонское происхождение Ольги, с чем не соглашался уже тогда другой известный историк Пскова Н.Ф. Окулич-Казарин, оставивший на полях рукописи Ушакова свои ехидные и вполне справедливые замечания. Выше шла речь о времени и обстоятельствах пер-
вого упоминания Святослава в летописи. Но я касался этой проблемы вкратце постольку, поскольку речь шла о дате рождения княгини Ольги. Остановлюсь на этом подробнее, поскольку отношения князя Святослава со своей матерью – княгиней Ольгой – это совершенно особый сюжет, лишь очень глухо отмеченный летописью.
В летописном повествовании о мести княгини Ольги древлянам в 946 году впервые упоминается её малолетний сын Святослав: «… суну копьём Святослав на Де-ревляны и копьё лете сквозь уши коневи и удари в ноги коневи бе бо детеск».
В дополнение к этой статье, советую прочитать: