Теперь посмотрим, какой реальной властью могла пользоваться княгиня Ольга при дворе своего мужа. Сразу же замечу, что оба они – скандинавы второго поколения, родившиеся на севере Восточной Европы: Игорь – в Ладоге незадолго до 879 года (по некоторым сведениям, ему в этом году было два года), а Ольга – в Выбутах или в их ближайшей округе около 893 года. Прямых сведений о властных полномочиях княгини нет, но есть прямые аналогии. Князь Владимир, незаконнорожденный и нелюбимый внук Ольги, скандинав третьего поколения, правил в Новгороде незадолго до 980 года вместе со своей женой Алогией. О его правлении есть упоминание в сборнике норвежских королевских саг знаменитого исландца Снорри Стурлусона «Круг Земной» в саге об Ола-ве Трюггвассоне: «У могущественных конунгов был тогда такой обычай: половина дружины была у жены конунга, и она должна была содержать её на свои ередства, и ей причитались налоги и подати, которые были ей необходимы для этого (разрядка моя – А.А.). Так было и у Вальда-мара конунга: у его жены была не меньшая дружина, чем у него, и конунг и его жена соперничали в том, чтобы заполучить к себе в дружину наиболее доблестных мужей».
Между прочим, в Новгороде найден деревянный цилиндр с любопытной надписью, видимо, имеющий отношение к моей теме. Такие цилиндры служили в качестве своеобразных замков и одновременно бирок для опечатывания мехов, поступавших при сборе дани. На цилиндре вырезан трезубец с закруглёнными плечиками . Трезубец соотносится с князем Владимиром, внуком Ольги, который правил в Новгороде в 970 – 980 годах. Надпись обычно читают как «Мечника мешок в тех мотках Полотвеца»; последнее -имя этого мечника – дружинника, собиравшего дань. Учитывая, что у княгини Ольги были свои «знамения», то есть знаки собственности, по-видимому, близкие к знакам князей, можно считать, что подобные «мотки» с мехами поступали с податных территорий и княгине Алогии. Нельзя исключать и того, что трезубец с округлыми плечиками мог принадлежать не Владимиру, а его жене Алогии.
Сравнивая властные полномочия Алогии и Ольги, надо заметить, что такой же властью и такими же возможностями и правами располагала и княгиня Ольга, имевшая свои податные области и свои источники дохода. Поскольку Ольга и Алогия располагали приблизительно одним и тем же земельным доменом последовательно, здесь возможны какие-то точки соприкосновения. Любопытное известие находим у В.Н. Татищева: «… Изборск, его же и Ологиягард от княгини Ольги имяновали».
Ологиягард – это буквально « укрепление Ологии», то есть, город Ологии. Ология – это почти точно переданное имя Алогия – имя жены князя Владимира в бытность его в Новгороде. Имя Ология – это никак не Ольга. Татищев нашёл интересное упоминание, но истолковал его по-своему, тем более, что формальные основания у него были – ольгинская топонимика на территории Изборска есть. Вероятно, имена Ольги и Ологии – Алогии могли быть связаны с территорией Изборска в связи с последовательным вхождением этого города в домен великих княгинь.
В 946 году Ольга пошла в древлянскую землю на встречу с князем Малом с небольшой собственной дружиной, взяв только 200 человек и сообщила древлянам, что за ней движется дружина её мужа. Вот здесь летопись совершенно обыденно, как бы между прочим, и сообщает, что и у князя и у княгини были свои дружины. С Ольгой были только «отроки», то есть, младшие дружинники, но и этой дружины вполне хватило на то, чтобы иссечь по приказу княгини 5000 упившившихся древлян, что говорит о хорошей подготовке воинов и очень жёсткой дисциплине в личной ольгиной дружине. Эти же дружинники собирали и дань в подвластных княгине землях.
Вполне возможно, что и погосты, и дани, и оброки она устанавливала именно на этих подвластных ей землях, и идолов затем могла свергать там же. Напомню, что после победы над древлянами одна треть дани с этого крупнейшего племени шла в ольгин град Вышгород. Существенно, что после всех этих безобразий на древлян наложили «дань тяжку». Так что, платили они уже не «По чёрне куне от дыма», а поболее. Летописец Переяславля Суздальского даже сообщает сколько: «… по две куне чръных, по две веверици, и скоры и мёд». Веверицы – это белки, скоры – шкуры. Княгине было на что содержать свою дружину. Архангелогородский летописец добавляет, что две трети дани шли к Святославу, а третью он дал своей матери. Ещё один намёк летописи на то, что в 946 году Святослав был уже вполне взрослым человеком, а также и на то, что, следовательно, в 947 году Ольга наводила порядок , в первую очередь, в своих собственных владениях, где Святославу делать было нечего. Вполне возможно, что и та треть дани, которую получала княгиня Ольга с древлян, шла к ней в Вышгород не с древлянской земли вообще, а с какой-то конкретной области этой земли. Дело в том, что на территории бывших племенных владений древлян в середине XIX века были зафиксированы и ольгинская топонимика, и предания о княгине Ольге. В районе Искоростеня знали место Ольгиной Церкви, Ольгины Купальни и Зеркала Ольги на реке Уше. Далее за Овручем и к Житомиру Ольгиными назывались многие колодези, из которых она пила воду, урочища, где
она останавливалась и камни, положенные в тех местах, где она молилась. Летопись утверждает, что вначале «…иде Олга по Деревстей земли с сыном своим , урокы уставляющи и суть становища ея и ловища и до сего дни. И прииде в Киев и пребыв лето едино и устави погосты, поиде к Новугороду…» Не появился ли у неё и здесь, в древлянской земле, после 946 года, земельный домен, подобный тому, что она имела на севере? И домен этот подобным же образом мог маркироваться ольгинской топонимикой, связанной с преданиями. А почему бы и нет? – Vae victis ! – Горе побеждённым !
А то, что касается удивительного для средневековья равноправия в скандинавском обществе между женщиной – хозяйкой и воином – мужчиной, так наглядно отражённого на княжеском уровне в описании дружин князя и княгини, то оно, это равноправие, согласно скандинавской мифологии соблюдалось и в мире богов: только половину убитых в бою получал верховный бог Один в свои чертоги – в Валгаллу, а другая половина шла в чертоги богини Фрейи – в Сессрумнир … В конце концов, равенство, так равенство !
В дополнение к этой статье, советую прочитать: