В пореформенное время театральная жизнь города заметно оживилась. В 1867 году в городе было организовано музыкальное, в 1883 году — хоровое общество и общество любителей музыкально-драматического искусства. Несмотря на то что во главе их стояли большей частью реакционные чиновники, общества в какой-то мере помогали развитию культурной жизни города.
В 80-х годах в Пскове, по-видимому, не было специального театрального помещения. Спектакли как любительских трупп, так и гастролеров проходили в залах частных или казенных помещений. Часто спектакли ставились в доме купца Качева на Петропавловской улице (ныне улица Единства, вблизи современной площади Ленина), в доме Викен-гейзера по Сергиевской улице (ныне Октябрьский проспект). Общество любителей музыкально-драматического
1 Автор выражает благодарность преподавателю Псковского педагогического института Е. П. Иванову за любезно предоставленные материалы по истории псковского театра.
искусства взяло в свои руки руководство театральной жизнью города. В 1886 году общество пригласило на пост режиссера известного театрального деятеля В. Д. Рокотова, отца писательницы М. В. Ямщиковой (псевдоним — Ал. Ал-таев). В. Д. Рокотов поставил здесь «Горе от ума», «Псковитянку», «Царскую невесту», ряд пьес Островского и других русских и зарубежных классиков.
В конце XIX и начале XX века на сценах Пскова выступали виднейшие актеры и актрисы России — Стрепетова, Корчагина-Александровская, Далматов, Кузьмина и другие. Тогда же бы.* построен Летний, или Народный, театр, ставший центром театральной жизни города. В сезоне 1902 года в Народном театре побывало 79 510 зрителей.
Старинный русский город всегда привлекал внимание писателей ‘. В XIX веке в Пскове жили и о нем писали Н. С. Лесков, Л. А. Мей, В. А. Сологуб, Александр Жемчуж-ников, Р. М. и В. Р. Зотовы, Е. О. Дубровина, Е. Ф. Розен, К. К. Случевский, А. А. Навроцкий, М. П. Розенгейм и многие другие.
В первой четверти XIX века в Пскове бывал А. С. Пушкин. Ему был близок Псков — город, в котором еще грозно высились крепостные стены и башни, живые свидетели вечевых сходок, еще жили воспоминания и легенды о людях из народа, не боявшихся говорить правду самому царю.
В период Михайловской ссылки Пушкин часто посещал Псков, несмотря на то что на каждую поездку нужно было разрешение правительства.
Старожилы Пскова рассказывают легенду, связанную с именем поэта. На холме, возвышающемся на месте слияния Псковы и Великой, в самом северном углу Псковского кремля находились тогда развалины древней башни Куте-кромы. Кто-то построил здесь беседку. В беседке, говорит легенда, любил проводить долгие часы поэт во время своих наездов из Михайловского. В ней рождались замыслы новых произведений.
Псковичи хранят воспоминания о Пушкине. Они передаются из поколения в поколение. И уже трудно отличить, что происходило на самом деле и что добавила фантазия земляков великого поэта.
Интересные сведения о жизни Пскова в самом начале XIX века мы находим в автобиографическом романе
1 Раздел о литературе написан В. К. Лебедевым.
P. M. Зотова «Последний потомок Чингисхана». Роман Этот — посредственное произведение, он не отличается ни мастерством обрисовки характера, ни глубиной психологических характеристик героев. Но несомненным достоинством книги является реалистическое изображение псковского губернского и уездного чиновничества, о жизни которого помнил сам писатель, родившийся в Пскове и проведший здесь свое детство. Кроме того, о многом рассказал ему отец.
Пребывание в Пскове в 1863 году оставило след в творчестве Н. С. Лескова. Здесь он сумел познакомиться и сблизиться со старообрядцами, узнать их жизнь, е тем чтобы позднее описать ее в своих произведениях.
В 1897 году в Псков был сослан выдающийся латышский поэт-революционер Ян Райнис. Годы лишений, тюремное заключение заставили поседеть тридцатидвухлетнего Райниса, но не могли сломить его дух. В Пскове поэт много и плодотворно работает. Близость Михайловского, где не так давно был в ссылке великий Пушкин, пушкинские места в Пскове вдохновляют Райниса. Здесь он переводит трагедию «Борис Годунов». И не только переводит, но в приложении к трагедии пишет большой очерк «Александр Пушкин», который, по мнению латышского литературоведа Краулиня, «явился не только первой, но и наиболее обстоятельной и серьезной работой о Пушкине на латышском языке в досоветский период»’. В Пскове Райнис написал критический обзор новейшей французской литературы, дал глубокий анализ пьесы Гауптмана «Извозчик Геншель», создал свое первое экономическое сочинение «Золото и серебро», стихотворение «Под зеленой сенью», начал писать стихотворения «Старые недуги» и «Глубокой зимой», закончил «Королевну».
Из писателей, постоянно живших в начале XIX века в Пскове, больше других был известен С. И. Висковатов. Он родился в 1776 году в селе Сторожке Псковской губернии. С 1800 по 1811 год служил в Пскове — офицером Псковского ополчения, преподавателем русской словесности и истории. В Пскове им были написаны стихотворения, вошедшие в сборник «И моя лира», вышедший в 1806 году в Петербурге, а также трагедии «Ксения и Темир», «Радомист и Зенобия», «Кретильона».
1 Ян Райнис. Избранные произведения. «Библиотека поэта». X, 1953, стр. 14.
С 1833 года псковские литераторы и историки стали группироваться вокруг редакций газет «Губернские ведомости», «Псковская газета» и «Псковский городской листок». Но наиболее важным организующим центром псковских литераторов были не редакции газет, а статистический отдел Псковского губернского земства. Он издавал статистические сборники, памятные книжки, библиографические справочники. Членами статистического отдела были известные псковские литераторы и историки А. Н. Яхонтов, К. Г. Ев-лентьев, А. С. Князев, М. А. Назимов, И. Н. Василев, Л. И. Иванов.
Литературными способностями выделялся среди других А. Н. Яхонтов, директор Псковской гимназии, а затем псковский уездный предводитель дворянства. Он был одним из видных представителей некрасовского направления в литературе. Произведения Яхонтова и его переводы из Гете, Шиллера, Шекспира, Лессинга, Мицкевича, Гейне, Лафон-тена печатались в «Отечественных записках», «Искре», «Вестнике Европы», «Живописном обозрении», «Наблюдателе» и других изданиях. Книги Яхонтова «Народная война 1812 г.», «Город Псков и его окрестности» и другие приобрели широкую известность. В 1884 году поэт издал сборник своих стихотворений.
Тематика произведений Яхонтова богата и разнообразна. Они тесно связаны с жизнью, с окружающей действительностью. При этом поэт выступает не как наблюдатель, изображающий жизнь со стороны, спокойно и равнодушно, а как непосредственный ее участник, как человек, у которого «от избытка сердца уста глаголят», у которого «есть мощная потребность духа: потребность высказаться»’. В стихотворении «Псков» поэт создает яркую картину затхлой, однообразной жизни маленького провинциального городка, погруженного в непробудный сон. Клуб, кабаки, «к сплетням страстная охота», характерная для городских обывателей, вызывают резкую критику со стороны Яхонтова, стремящегося увидеть свой город преображенным. Но как добиться Этого преображения, поэт не знал.
Ты опять ко мне, ветер, стучишься в окно, Завываешь в осеннюю ночь! Знаю: пусто кругом, безотрадно, темно — Чем же горю могу я помочь? —
1 А. Н. Яхонтов. Стихотворения. Спб., 1884, стр. 11.
писал он в стихотворении «Осеннему ветру» ‘. Хотя в творческой манере Яхонтова многое напоминало творческую манеру Некрасова, хотя он был лично знаком с Некрасовым и Щедриным, находился под их влиянием, все-таки его по-Эзия не была поэзией борьбы и труда. Он надеялся на постепенное исправление недостатков под влиянием постановлений правительства и земской деятельности. Эта ограниченность мировоззрения Яхонтова не дала в полной мере проявиться его поэтическим способностям.
В конце XIX — начале XX века особое место среди писателей-псковичей занимал В. В. Муйжель. Он родился в 1880 году в Порховском уезде, но прожил там недолго. Вскоре семья переехала в Псков. Девяти лет Муйжель поступил в 1-ю классическую Псковскую гимназию. Литературу он любил с детства: сказалось влияние матери, которая много читала, писала стихи и старалась свою любовь к литературе передать сыну. Но законченного среднего образования Муйжелю получить не удалось, во-первых, потому, что отец его часто менял место работы, во-вторых, потому, что Муйжели плохо были обеспечены материально.
В 1894 году В. В. Муйжель поступил на службу. Он работал писцом в акцизном управлении и у земского начальника, в страховом отделе Псковской земской управы, занимался рубкой и сплавом леса в Гдовском уезде. Юноша мечтал стать художником. Он переехал в Петербург и начал посещать художественное училище Штиглица. Но в 1900 году полиция признала его неблагонадежным и выслала в Псков. С 1900 по 1902 год Муйжель — земский статистик в Пскове. В это время он лучше узнает нужды народа, накапливает материал для своих будущих произведений. Разумеется, не случайно первые очерки, рассказы и статьи Муйжеля посвящены Пскову и подписаны псевдонимом Пскович Темнобородый.
Очень скоро о Муйжеле заговорили как об одном из бытописателей русской деревни, хорошо знающем деревенские обычаи, условия крестьянской жизни, нужды и чаяния крестьян.
Лучшие произведения Муйжеля — это рассказы «Пока», «Кошмар», «Старухина земля», «Мужичья смерть», роман «Год». В них мы видим деревню, в которой «присевшие избы, хлопотливые бабы и медленные мужики задумались
над чем-то и ждут. Ждут осторожно и чутко, смотрят внимательно и зорко и думают».
Мировая война превращает В. В. Муйжеля в военного корреспондента. Писатель, к тому времени уже больной чахоткой, едет на фронт и пишет оттуда гневные письма, разоблачающие характер этой мировой бойни.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: