В годы пятилеток велась борьба за повышение культурно-технического уровня рабочего класса. На псковских предприятиях квалифицированные рабочие составляли менее половины всех трудящихся. ЗаДача подготовки квалифицированных кадров решалась через Ф$У, технические школы, курсы, индивидуально-бригадное ученичество. В борьбу за овладение техникой включились комсомольцы, которые принимали активное участие в технических конференциях, экскурсиях и рейдах по обмену опытом.
В результате выполнения второй пятилетки в нашей стране победил социализм. СССР превратился в мощную индустриальную державу. Была в основном решена и проблема кадров. В Пскове и области учебные заведения из года в год увеличивали выпуск специалистов для народного хозяйства. В 1940/41 году в 2 высших и 21 среднем специальном учебном заведении Псковщины обучалось свыше 6 тысяч человек, то есть в 11 раз больше, чем до революции.
В первые годы Советской власти в Пскове создается сеть культурно-просветительных учреждений, перед которыми стояла задача политически просвещать массы, вовлекать их в борьбу За решение важнейших задач хозяйственного и культурного строительства. Настоящими очагами культуры являлись рабочие клубы на заводе «Металлист», фабрике «Шпагат», клубы водников и железнодорожников.
Их работу возглавлял Центральный рабочий клуб. Вход в этот клуб был бесплатным для коммунистов и комсомольцев, членов профсоюза, красноармейцев. В 1924 году в Пскове появились еще два клуба: «Коммунальник» и «Труд».
В соответствии с ленинским планом производственной пропаганды в 1922 году в Пскове открылся научно-технический клуб, который сочетал культурно-воспитательную деятельность с повышением технического уровня рабочих. Посетители знакомились здесь с планом ГОЭЛРО, с новейшими научными и техническими достижениями.
В годы пятилеток культурное обслуживание и политико-просветительная работа среди трудящихся города улучшились. В январе 1935 года открылся детский Дом культуры. При нем работали различные кружки, ансамбль песни и пляски, а также университет выходного дня для родителей.
Росту культурного уровня псковичей способствовали библиотеки. Наиболее крупной из них была Центральная библиотека.
В 1938 году на Запсковье появилась вторая городская библиотека. Она стала обслуживать главным образом рабочих льночесальной и шпагатной фабрик, а также других жителей этого района. Всего в Пскове к 1940 году имелось пять библиотек: две городские, одна районная и две детские (городская и районная).
Воспитывая трудящихся в коммунистическом духе, клубы и библиотеки вели борьбу с пережитками капитализма в сознании людей, с буржуазной идеологией и мещанством, особенно проявившимися в годы нэпа. Важное место в культурно-просветительной работе занимала антирелигиозная пропаганда. И э™ не случайно. В Пскове и губернии в 1925 году насчитывалось 528 церквей и 4 монастыря. Большую атеистическую пропаганду в городе и за его пределами проводил антирелигиозный музей, открывшийся в мае 1939 года в помещении Троицкого собора.
Важная роль в политико-воспитательной работе принадлежала печати. Особую любовь и уважение псковичей снискала газета «Псковский набат», первый номер которой вышел 27 октября 1917 года. В 1918—1920 годах из-за недостатка бумаги газета выходила небольшим тиражом на бумаге разного цвета и даже оберточной. В это тревожное время нередки были случаи, когда сотрудники садились
писать свои статьи сразу же после боя с белогвардейскими бандами.
В феврале 1924 года стала выходить крестьянская газета «Псковский пахарь» — самая массовая в губернии. В 1927 году тираж ее составлял 10 тысяч экземпляров. Большой популярностью у молодежи пользовалась газета «Молодая деревня», которая издавалась с января 1927 года до 1930 года. В 1930 году газеты «Псковский набат» и «Псковский пахарь» объединились в одну газету «Псковский колхозник», которая выходила до октября 1940 года. После ликвидации Псковского округа в Пскове издавались две газеты: «Большевистская правда» — для района и «Псковский рабочий» — для города.
В конце 20-х годов в жизнь псковичей входит радио, которое В. И. Ленин называл газетой без бумаги и без расстояний ‘. Роль радио в повышении культурно-политического уровня населения возрастала с каждым днем. Накануне Великой Отечественной войны в Пскове было свыше 6 тысяч радиоточек.
Немаловажное значение в просвещении масс играли музеи. Псков в этом отношении имел большие возможности. Через несколько дней после освобождения города от немецких захватчиков был создан губернский комитет, который взял под свою охрану памятники архитектуры, произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Летом 1920 года в Пскове возобновил работу художественно-бытовой музей. Сотрудники музея под руководством замечательного псковского краеведа И. Н. Ларионова много сделали для того, чтобы собрать сокровища русского и иностранного искусства, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях, церквах и частных собраниях. В музей поступали произведения искусства также из Петрограда и Москвы. Псковский художественный музей располагал полотнами крупнейших мастеров русской живописи — И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. А. Серова, а также современных художников А. А. Ры-лова, И. И. Бродского, К. С. Петрова-Водкина и других. В апреле 1921 года в особняке бывшего предводителя дворянства открылась картинная галерея, а в июне того же года состоялась первая выставка работ псковских художников. С тех пор она устраивалась ежегодно.
1 См. В. И. Лен и п. Поли. собр. соч., т. 51, стр. 130.
В конце июля 1928 года в Псков прибыл народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский. Он ознакомился с достопримечательностями города, музеями и выступил перед музейными работниками с лекцией об этике и религии.
Особенно свято псковичи хранили память о В. И. Ленине. 20 декабря 1925 года на доме, где Владимир Ильич жил в 1900 году (ныие улица Ленина, 3), была установлена мемориальная доска, а в 1935 году открыта комната-музей В. И. Ленина. 18 июля 1938 года на Плехановском посаде в бывшем доме Бочкарева, где происходили встречи В. И. Ленина с социал-демократами по поводу издания «Искры», был открыт дом-музей В. И. Ленина.
Исторический музей, размещавшийся в здании Поганкн-ных палат, в своих экспозициях отражал славную многовековую историю Пскова и Псковской земли. Он располагал богатой научной библиотекой, в его Древлехранилище насчитывалось около 40 тысяч редких изданий, старопечатных книг и рукописей. Накануне Великой Отечественной войны в Пскове было семь музеев: музей В. И. Ленина, исторический, историко-революционный, социалистического строительства, природы, антирелигиозный, художественный (картинная галерея). Псковские музеи помогали трудящимся знакомиться с прошлым и настоящим своего края, с сокровищами русского и мирового искусства.
В 30-е годы псковскими музейными работниками под руководством ленинградских археологов были начаты археологические исследования. Основным местом работ стал Кром. Раскопки 1930 года (руководитель К. К. Романов) и 1936 года (руководитель Н. Н. Чернягин) ставили целью выяснить возможность археологического изучения Крома и имели в значительной мере разведочный характер. Тогда уже было установлено, что в культурном слое Крома имеются отложения VIII—IX веков и более позднего (X— XIII века) времени.
В широких масштабах археологические исследования Пскова смогли развернуться лишь в послевоенные годы.
В первые десятилетия Советской власти в Пскове было установлено несколько историко-революционных памятников. 7 ноября 1925 года в торжественной обстановке состоялось открытие памятника В. И. Ленину на улице Некрасова (скульптор М. Я. Харламов). Три года спустя на площади Жертв революции был установлен памятник-обелиск борцам
За дело пролетарской революции. К двадцатилетию Советской власти в сквере у Дома Советов был воздвигнут памятник С. М. Кирову (скульптор Н. В. Томский), с чьим именем псковичи связывали успехи социалистического строительства и борьбу за укрепление колхозного строя.
Большой подъем в годы Советской власти переживало театральное искусство. До Великой Октябрьской социалистической революции в Пскове не было постоянного театра. На сцене Народного дома, построенного в 1906 году, ставили спектакли различные театральные труппы, главным образом петербургские. Вход в театр стоил дорого, поэтому спектакли и концерты могла смотреть только состоятельная публика. Для обитателей слобод и подвалов были доступны лишь ярмарочные балаганы. После революции театры широко открыли свои двери для трудящихся.
В начале 20-х годов здесь имелись два театра: Коммунальный (в помещении Народного дома) и Летний в дачном поселке Корытово.
Перед театром стояла задача знакомить народные массы с произведениями русских и мировых классиков. На сцене с успехом шли пьесы Островского, Гоголя, Чехова, Горького, а также Мольера, Шиллера, Шекспира. Наряду с пьесами этих авторов театры показывали современные пьесы революционного содержания. Например, в Коммунальном театре шли пьесы Зотова «Люди огня и железа» и Карпова «Зарево».
В апреле 1919 года перед псковичами выступил известный эстонский скрипач Эдуард Сырмус. Незадолго до этого он был выслан из Англии за исполнение революционных произведений. Концерт Сырмуса прошел с большим успехом. Второй раз Сырмус выступал в Пскове при необычных обстоятельствах. Он принимал непосредственное участие в освобождении Пскова от белогвардейцев в конце августа 1919 года. Одетый в солдатскую шинель, скрипач с большим чувством исполнял произведения Чайковского, Шопена, революционные песни.
Настоящим событием в театральной жизни Пскова был приезд весной 1920 года Ф. И. Шаляпина. 21 и 23 мая он выступал с концертами в Коммунальном театре. Псковичи восторженно аплодировали великому артисту, который, как отмечал рецензент, был растроган сердечной встречей.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: