Победа Октября положила начало культурной революции в нашей стране. Перед советским народом стояла задача ликвидировать отсталость, добиться всеобщей грамотности, создать кадры народной интеллигенции, преодолеть пережитки капитализма в сознании людей.
В Пскове первые мероприятия культурной революции осуществлялись в условиях ожесточенной борьбы с внешними и внутренними врагами. Немецкая и белогвардейская оккупации тяжело отразились на жизни города. Немецкие Захватчики закрыли педагогическое общество, изъяли из продажи многие книги, в том числе учебные пособия. Школы были буквально наводнены различными циркулярами на
немецком языке. Белогвардейцы во время налетов варварски уничтожали библиотеки, сжигали книги, портили оборудование. Некоторые культурно-просветительные учреждения пострадали от обстрелов.
После изгнания оккупантов основная масса псковской интеллигенции, испытав на себе немецкую «цивилизацию», стала сотрудничать с Советской властью. 4 декабря 1918 года в Пскове состоялось общее собрание учителей, которое приветствовало рабоче-крестьянское правительство и благодарило за освобождение от немецкого гнета.
В первые же месяцы после освобождения Пскова от немцев здесь развернулась культурно-просветительная работа. Город был разделен на четыре района, в каждом из которых предполагалось устройство клуба, библиотеки, школы для взрослых. В марте 1919 года в здании бывшей духовной семинарии открылся Народный дом с библиотекой-читальней. В нескольких рабочих клубах читались лекции, устраивались митинги. Начал работу крестьянский университет.
Республика еще находилась в огненном кольце фронтов, а Советское правительство 26 декабря 1919 года издало декрет за подписью В. И. Ленина о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. С неграмотными людьми нельзя было строить новое социалистическое общество. В. И. Ленин говорил: «…безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо обучить азбуке» ‘.
В Псковской губернии, которая была на одном из последних мест по грамотности в России, эта проблема стояла особенно остро. Борьба за ликвидацию неграмотности развернулась сразу же после опубликования ленинского декрета. Организованная в Пскове выставка «Знание — сила» была направлена в специальном вагоне по городам и селам губернии.
Всю работу возглавила губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Грамчека). Силами учителей и их добровольных помощников проводилось обучение в школах взрослых, воскресных школах, в пунктах по ликвидации неграмотности (ликпункты). 8 октября 1920 года при фабрике «Шпагат» состоялось торжественное открытие первой в Пскове школы грамоты для взрослых, в которую Записалось 22 человека.
В 1924 году на борьбу за ликвидацию неграмотности поднимаются широкие слои трудящихся. В феврале в губернии создается добровольное общество «Долой неграмотность», насчитывавшее к концу 1925 года свыше 24 тысяч членов. Большую роль в организации и деятельности этого общества играли комсомольцы.
Предприятия и учреждения Пскова взяли шефство над деревней. Ячейка общества «Долой неграмотность» при заводе «Пролетарий» организовала помощь ликпункту в подшефном селе. Рабочие завода имени Урицкого послали в подшефную Палкинскую волость учебники, тетради, карандаши.
Особенно широкий размах борьба с неграмотностью приняла в годы первой пятилетки. Культпоход за ликвидацию неграмотности и малограмотности, начатый в августе 1928 года по инициативе ЦК ВЛКСМ, был горячо поддержан псковичами. Псковский окрисполком принял постановление об участии в культпоходе, образовал окружной штаб. Комсомол мобилизовал 750 человек для обучения неграмотных. К 1940 году почти все население Пскова стало грамотным.
В первые годы Советской власти органы народного образования и общественность «много внимания уделяли детям. Вследствие войны и разрухи беспризорность приняла широкие размеры. Кроме того, в Псковскую губернию в 1921 году прибыло из голодающего Поволжья 4800 детей. В детских домах были размещены 2200 человек, остальные отданы на воспитание в семьи псковичей. Псковский уездно-город-ской комитет РКП (б) принял решение: всем коммунистам, не имеющим детей, взять на воспитание по одному ребенку.
В марте 1924 года в Пскове было создано общество «Друг детей». Через Два года в его рядах насчитывалось свыше 1900 членов. Общество вело разнообразную работу по улучшению условий жизни подрастающего поколения.
После Октябрьской революции вместо старых гимназий с буржуазными устоями, оторванностью от жизни надо было создать совершенно новый тип школы, призванный воспитывать образованных и сознательных строителей социалистического общества.
Цели и задачи советской школы определил В. И. Ленин в своем выступлении на III съезде комсомола в октябре 1920 года. Он призвал молодежь ежедневно, ежечасно
связывать дело воспитания, обучения и образования с практикой, с общественно полезным трудом. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами, — говорил В. И. Ленин, — можно стать настоящими коммунистами» ‘.
Строительство новой советской школы в Пскове и губернии началось лишь в конце 1919 года и проходило в трудных условиях. В период войны и оккупации была значительно подорвана материальная база школ. Достаточно сказать, что в одном из зданий 1-й мужской гимназии в Пскове (ныне средняя школа № 1) находился штаб Северного фронта. Остро ощущался недостаток в учителях, что объяснялось частыми мобилизациями их на фронт, в продотряды, на работу в советских органах.
Школы получали ничтожное количество учебников и учебных принадлежностей. В 1920 году в Пскове приходилось по одному учебнику на семь человек, по одному карандашу на шестнадцать и по две ручки на пять человек.
В это трудное время борьба за сохранение школьной сети проводилась под руководством партии и при широкой поддержке трудящихся. Предприятия и учреждения обеспечивали находящиеся при них школы помещением, отоплением, освещением, а учителей — продовольствием. Проводились «Недели помощи школе».
Учитель становился надежной опорой партии и Советской власти во всех важнейших мероприятиях и в повседневной жизни. Большое значение имели указания В. И. Ленина о внимании к учителю, о его роли проводника идей партии в массы. В. И. Ленин писал: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе» 2.
К 1930 году в стране были созданы необходимые условия для перехода к всеобщему начальному обучению. XVI съезд ВКП(б) поставил эту задачу как боевую задачу партии на ближайший период. В связи с введением всеобуча Советское правительство увеличило ассигнования на строительство и оборудование школ, на улучшение материального положения учителей. Большую работу по осуще-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр 317.
2 В. И. Л е п и н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 365.
ствлению всеобщего обязательного обучения проводил Ленинградский обком партии во главе с С. М. Кировым. Во всех округах, в том числе и в Псковском, были созданы комитеты содействия всеобучу. Из Ленинграда в Псковский округ, где ощущался недостаток в кадрах, были направлены 400 учителей.
В борьбу за проведение всеобуча включилась общественность. Комсомол взял пад ним шефство.
В Пскове всеобщее начальное обучение было введено в 1932 году. В школах города обучалось 98,8 процента детей в возрасте 8—11 лет, осуществлялся переход к всеобщему семилетнему образованию. Тем не менее в работе школ имелись еще большие недостатки. Широко распространившиеся в те годы «левацкие» увлечения на педагогическом фронте — «бригадно-лабораторный» метод, «метод проектов» и другие — наносили вред школе.
Решения партии и правительства по вопросам народного образования в последующие годы обеспечили выход советской школы на правильный путь. Накануне Великой Отечественной войны в Пскове имелось 12 общеобразовательных школ.
Переход к мирному социалистическому строительству поставил задачу подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры. До революции на Псковщине не было ни одного высшего учебного заведения и только пять средних. В 1925 году в Пскове были созданы три школы ФЗУ: на заводах «Металлист», деревообделочном и на фабрике «Шпагат». Все они находились на обеспечении этих предприятий и готовили для них кадры. Кроме того, имелась художественно-промышленная школа и школа швейников.
Псковский землеустроительный техникум (до революции — землемерное училище) готовил техников-землеустроителей для сельского хозяйства.
26 октября 1919 года на базе учительской семинарии в Пскове был создан Институт народного образования с тремя факультетами: словесно-историческим, физико-математическим и естествознания. Через три года при институте был открыт рабочий факультет (рабфак). Слушателями рабфака являлись рабочие, красноармейцы, партийные и советские работники — всего 120 человек, в большинстве своем коммунисты и комсомольцы. В 1923 году институт был преобразован в педагогический техникум.
Дальнейшее развитие народного образования потребовало Значительного увеличения числа учителей, и в октябре 1932 года по инициативе С. М. Кирова в Пскове создается педагогический институт, которому позднее было присвоено его имя. В институте имелось пять отделений: социально-экономическое, математическое, физическое, химическое, биологическое. Вскоре при пединституте был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей семилетних школ. В 1936 году состоялся первый выпуск обоих институтов — 148 учителей.
В годы первой пятилетки в Псковском округе на первый план выдвигается задача подготовки специалистов для сельского хозяйства. В связи с образованием в округе льпосем-рассадника сельскохозяйственный техникум был реорганизован в льноводческий и осенью 1928 года переведен из Порховского уезда в Псков. В ноябре 1931 года льнотехни-кум, единственный в Союзе, выпустил первую группу агрономов-льноводов.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: