Великие Луки — Лукаш (Лука) Дзялынский — родился около 1556 г. Он был единственным сыном каштеляна брестского Ра-фала Дзялынского и Катажины Гурки, происходившей из семьи, знаменитой своей приверженностью к протестантизму. С детства Дзялынский воспитывался в духе верности лютеранству, а образование получил в Силезии, под руководством известного педагога-протестанта Себастьяна Дзялковского. В1572 г., после смерти отца, Лукаш стал старостой бродницким. Во время бескороле-вья, вызванного бегством Генриха Валуа, он совместно с Кшиш-тофом Косткой и Мацеем Рыхновским активно боролся против избрания на польской престол любого из Габсбургов. В феврале 1576 г., в качестве депутата Грудзянского сеймика, будущий автор дневника голосовал за призвание Стефана Батория, в 1577 г. — участвовал в кампании против Гданьска. В конце 1579 г. он женился на Зофии Замойской, породнившись, таким образом, с всесильным гетманом. Во время похода 1580 г. Л. Дзялынский командовал авангардом польских войск, активно участвовал в осаде Велижа, Великих Лук и Заволочья. В событиях под Псковом он уже не участвовал, но активно выступал за продолжение кампании и боролся на сеймике в Пруссии за выделение дополнительных средств на войну. Лукаш Дзялыиский умер совсем молодым (ему было около 26 лет), в конце 1582 г., не оставив потомства. Дневник Дзялынского охватывает период с 1 августа по 25 ноября 1580 г. и отличается большой подробностью. Автор во всех деталях описывает крупные сражения и мелкие стычки, цитирует документы и даже называет ежедневные пароли, установленные в королевском войске. Он также много рассказывает О повседневном быте воюющей армии: в дневнике нашлось место и для забавного эпизода с цепным медведем, которого венгры приняли за лошадь, и для яркого описания схватки с касимовскими татарами, и для повествования о ссорах между польскими шляхтичами. По вполне понятным причинам Дзялынский уделяет очень много внимания деятельности Яна Замойского. Он чаще всего называет его не по имени, а «гетманом» и считает чуть ли не главным организатором всех крупных событий. Появляются на страницах дневника Дзялынского и братья Зборовские, причём очень часто, в качестве участников всяческих свар и скандалов. Так, под 12 сентября имеется запись о том, как надворный коронный маршал Анджей Зборовский категорически отказался поставить свой обоз позади обоза литовского маршала Альбрехта Радзивилла. Наконец, очень характерно, что Дзялынский любит подтрунить над литовцами, а в какой-либо неудаче обвинить венгров, но никак не поляков. В целом его дневник является типичным для офицера среднего звена: подробный и довольно приземлённый — чего стоит хотя бы пожелание закончить войну и вернуться домой к Мартинову дню — времени, когда в Польше резали свиней.
Дневник Станислава Пиотровского отличается от произведений Л. Дзялынского и Яна Зборовского так же сильно, как различаются их авторы. Пиотровский родился около 1550 г. в шляхетской семье среднего достатка, осевшей в Кощанском повете (недалеко от Познани). Его отцом был Бартоломей Пиотровский герба «Швинка», а матерью Дорота Рокоссовская. В 1567— 1568 гг. юный шляхтич обучался за границей, сперва в Ингольш-тадте (Бавария), а затем — в Падуанском университете. Вместе с ним науки постигали два брата. По окончании учёбы Станислав Пиотровский поступил на службу в королевскую канцелярию, на должность младшего секретаря, вероятно, по протекции влиятельного и богатого магната Анджея Опалинского. Пиотровский, таким образом, избрал не военную, а бюрократическую и церковную карьеру. В марте 1574 г. он был назначен каноником кафедрального собора в Познани, в 1576 г. — каноником краковским, в 1579 — каноником гнезненским. Все эти назначения, однако, представляли собой лишь своеобразную форму награды, и Пиотровский до конца жизни оставался скорее чиновником, нежели священником. Он даже не мог участвовать в делах капитула гнезнен-ского или познанского, ибо постоянно находился при королевском дворе.
Постепенно Пиотровский приобрёл определённый политический вес. В 1578 г. он во Львове, где был очевидцем казни несчастного Петра Подковы, в 1579—1581 гг. участвовал в походах Стефана Батория на Русь. Известно, что Пиотровский постоянно хлопотал о назначении на государственные посты друзей и клиентов Опалинского, идя иногда на сделки с собственной совестью. Так, будучи ксендзом, он ратовал за назначение калишским подсудком убеждённого протестанта Кшиштофа Маршевского, а перед подканцлером Войцехом Барановским делал вид, что не знает о религиозных воззрениях претендента. Другой формой благодарности покровителю стали письма, в которых Пиотровский старательно информировал Опалинского обо всех политических новостях. Именно из таких писем и составлен «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию».
В начале 1582 г., по окончании осады Пскова, Пиотровский уехал в Ригу, где занимался делами, связанными с роспуском войска. В конце года он был уже в Варшаве и участвовал в заседаниях сейма. В это время королевский секретарь сближается с Яном Замойским. На сеймике в Серадзе Пиотровский столь активно защищал канцлера от нападок каштеляна гнезненского Яна Зборовского, что речь его была прервана негодующими криками «збо-ровчиков». После смерти Батория он примкнул к сторонникам избрания на престол шведского короля Сигизмунда Васы и продолжал Выполнять важные поручения Замойского, являясь, в частности, его посредником в переговорах с А. Опалинским. Наградой стал сан субъдьякона, полученный от краковского еписКО* па в декабре 1589 г. Материальное положение Пиотровского, видимо, тоже было неплохим. Ещё в 1570 г. он купил дом в Кракове, недалеко от Юридической коллегии, а в 1590 г. — второй, расположенный на престижной и богатой Каноничной улице. С. Пиотровский умер 17 апреля 1591 г. и был погребён в костёле св. Михаила, в Краковском замке.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: