Войска Батория добились новых успехов, взяв Велиж, Великие Луки, Остров. Затем началась осада Пскова, о которой рассказывает С, Пиотровский. Одновременно военные действия против Руси продолжала Швеция. 1581 г. отряды шведского полководцы Понтуса Делагарди (выходца из Франции) захватили Нарву. Ивангородские воеводы попытались оказать помощь нарвскому гарнизону, но посланный ими малочисленный отряд был разбит шведами.
Падение для Пскова означало бы для Руси полный военный разгром. Под стенами города бесспорно Стояла превосходная армия, вполне владевшая всеми современными для этой эпохи приёмами ведения войны. У Батория имелись отличная артиллерия, опытные инженеры, возводившие осадные батареи, рейтары из Германии, многочисленные литовские, польские и венгерские воины, наёмники из Франции, Шотландии и друпих стран. Осаждавшим нельзя было отказать ни в воинском искусстве, ни в мужестве. Тем не менее гарнизон и жители Пскова выдержали тяжёлую пятимесячную осаду и не сдали города противнику. Восхищаясь подвигом псковичей, Н. М. Карамзин писал: «…То истина, что Псков или Шуйский (воевода, руководивший обороной. – А. М.) спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мм не у** растим любви к Отечеству и своего имени»?02.
Героическая оборона Пскова заставили Батория в 1532 г.ч,зак1 лючить с русским правительством перемирие в Яме Запольском. По его условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и Белоруссии, ио Баторий согласился вернуть Великие Луки и некоторые другие собственно русские города. Характерно, что роль посредника в русско-польских городах пытался играть иезуит Антоийо Поссевино. В Европе В то время всё ярче разгоралась борьба между католиками и протестантами. В1566 г. вспыхнуло восстание в Нидерландах, причём его участники выступали явно под протестантскими лозунгами. Филипп II бросил на мятежников войска, однако волнения не только не утихли, но и переросли в революцию. Во Франции в 1562 г. началась страшная, кровопролитная эпоха религиозных войн. В августе 1572 г., в ночь св. Варфоломея (с 23 на 24 августа), французские католики устроили массовую резню протестантов-гугенотов. Подобные побоища произошли в Тулузе, Орлеане, Бордо, Труа. Тем не менее гугеноты не сложили оружия и вся страна оказалась охвачена вооружённым противоборством. К этому следует добавить, что продолжалась турецкая агрессия. Обеспокоенный римский папа Пий V основал для борьбы с османами Священную Лигу. Понятно, что сам он и германский император по-прежнему надеялись привлечь к этому союзу и Россию, и без того постоянно воевавшую с вассалами султана, крымскими татарами. Своеобразным авангардом католиков в борьбе с «врагами веры» стал Орден иезуитов, основанный увечным испанским рыцарем Игнатием Лойолой. Истинный сын этой организации, Поссевиио сам принимал участие в расправах над французскими гугенотами, а в 1578—1579 гг. жил в Швеции, где убеждал короля Юхана III отказаться от лютеранства и принять католицизм. Россию он также считал потенциальным объектом для проповеди католицизма и в будущем союзником папства. К своей миссии иезуит подготовился весьма хорошо Мысль папского посланца о приезде на Русь католических миссионеров выглядит просто фантастической, да и в Польше у него нашлось немало врагов среди протестантской и умеренно-католической шляхты. Главным результатом поездки Поссевино стал трактат «Московия», который существенно дополняет сочинения Дзялынского, Зборовского и Пиотровского, а потому использован при состав-лении многих комментариев1 .
Анализ событий европейской политики и внутренней ситуации в Речи Посполитой необходим для понимания многих существенных особенностей публикуемых документов. Зборовский, Дзялынский и Пиотровский рассказывают об очень близких событиях, но рассказывают по-разному, в силу различного социального статуса и различных политических убеждений. Предлагаемые вниманию читателей письма гнезненского каштеляна Яна Зборовского к брату, воеводе краковскому Петру Зборовскому, охватывают период с 7 августа по 5 сентября 1580 г. и повествуют о походе войск Батория на Великие Луки. Их автор принадлежал к одной из наиболее знатных и одновременно весьма беспокойных фамилий Польши. В начале XVI столетия на всю страну гремело имя воеводы калишского и познанского Мартина Зборовского (1495—1565). В1514 г. он храбро сражался против русских под Оршей, а в начале 1560-х поддерживал авантюрные претензии Иоанна Гераклида на молдавский престол.
У Матвея Зборовского было восемь сыновей, столь же честолюбивых, как и отец. Адресат публикуемых писем Петр Зборовский в правление Сигизмунда-Августа выступал как лидер польских протестантов, но именно его ссоры с Яном Фирлеем нанесли делу протестантизма в Польше очень серьёзный ущерб. Ян Зборовский также был весьма заметной фигурой: в 1572 г. он стал гетманом надворным, а в 1573 вошёл в состав делегации, направленной во Францию, чтобы пригласить Генриха Валуа на польский престол. Вообще, Зборовские очень активно поддерживали кандидатуру французского принца, ибо слабовольный и пассивный король был для них наиболее желательным. Со своими политическими оппонентами заносчивые магнаты не церемонились. Еще один из восьми братьев, Самуил Зборовский, во время коронации Генриха Валуа убил Анджея Вапповского, пытавшегося протестовать против возведения «анжуйца» на престол. Он же силой захватил в Галиции земли своей собственной тёщи Анны Иордан. За эти и многие другие преступления Самуил Зборовский был подвергнут «баннации», т. е. изгнанию из Польши.
Во время борьбы между сторонниками Батория и Максимилиана Зборовские встали на сторону первых. Автор писем Ян Зборовский активно участвовал в подавлении выступления в Гданьске. Анджей Зборовский с успехом служил в королевской армии, достиг высочайших постов. Однако затем положение изменилось. Честолюбивых магнатов стало очень раздражать явное стремление Стефана Батория к усилению королевской власти. Ещё большую неприязнь, прямо-таки ненависть, вызывал у них «выскочка» Ян Замойский. В 1579 г. неутомимый авантюрист Самуил Зборовский вторгся в Молдавию, желая захватить её престол, но успеха не добился. Раздражённый таким своеволием, Баторий 18 декабря 1579 г. направил старосте требовльскому Притвицу универсал о выдворении Самуила Зборовского из страны. Опальный магнат, однако, смог упросить монарха разрешить ему участвовать, вместе с братьями Анджеем и Яном, в походе на Великие Луки. Он проявил немалое мужество, но никаких наград не получил. Возможно, поэтому под Псков, в 1581 г., Самуил Зборовский, в отличие от брата Анджея, уже не пошёл. Вместо этого он отправился к днепровским казакам, с которыми вновь затеял новую смуту в Молдавии. В конце концов, уже после описываемых событий, Самуил Зборовский поднял против канцлера За-мойского открытый мятеж («рокош») и был казнён.
Ян Зборовский был немного посдержаннее Самуила. Тем не менее в его письмах очень заметно просматривается неприязнь к Замойскому. В тоже время Ян Зборовский подробно описывает свои попытки наладить хорошие отношения с королём, что было важно для всего опального рода. Он постоянно выставляет напоказ готовность бескорыстно служить Баторию, меланхолично рассуждает о том, что будет терпеливо переносить «разные неудобства, без которых войны ие бывает». Собственно военные события Зборовский описывает довольно кратко, но очень точно: в нём чувствуется военачальник, опытный и наблюдательный.
Автор второго дневника («диариуша») о походе на Велиж и
В дополнение к этой статье, советую прочитать: