Обычно дата этого кургана устанавливается по са-манидркому диргему конца IX – в пределах начала X века, хотя оснований для такой узкой даты – в пределах только первой половины X века нет. Диргемы часто были в обороте очень долго, так что эта насыпь вполне могла быть сооружена и много позднее. Эффект гигантизма (рост 2,5 – 2,6 м) хорошо известен в медицине. Однако, люди, обладающие при таком росте громадной физической силой, встречаются очень редко и, как правило, будучи на виду, упоминаются в исторических источниках. Таким был римский император Максимин (235 – 238 гг.), сын гота и аланки, рост которого был около 2,4 м. .Свою карьеру он начинал в коннице (значит, коня для такого всадника подобрать при желании могли). Максимии отличался огромной физической силой: кулаком мог выбить зубы лошади, ногой ломал голени, растирал руками в порошок туфовые камни.
Ещё один гигант отмечен Львом Диаконом в 971 году на Дунае в рядах руссов в войске Святослава: «Был между
скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окружённый отрядом приближённых к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.»
Греческий богатырь Анемас рубил его с коня. Видимо, пешему воину было просто не достать.
Если учесть размытую верхнюю хронологическую границу кургана № 1 в Гульбище (это вполне может быть и время Святослава) и большую редкость появления людей такого роста и силы, соотносимых с верхами общества, считаю, что можно с довольно большой степенью вероятности полагать, что этот курган содержал погребение богатыря Икмора, погибшего на Дунае. Известно, что тела своих погибших воинов руссы на Дунае сжигали. После мира с греками, останки наиболее знатных людей воины Святослава и Свенельда могли взять с собой, либо вывезти их позднее.
Известно, что Икмор в войске «… был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения». Греческое написание его имени» hqiopog- Хикморос, возможно, родственно франкскому имени Гинкмар.
Согласно другим данным, Икмор занимал в войске Святослава третье место после самого Святослава и Сфенкеля. ;-.• = ?
Сфенкел (Сфангел, Сфагелл) – военачальник Святослава, также погиб в боях при осаде города Переславы, когда один из греческих воинов «… сразил Сфенкеля, почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава, доблестного, огромного роста мужа, отважно сражавшегося в этом бою». Другой византийский историк – Ски-лица – считает Сфенкеля вторым после Святослава.
В том же 1872 году Д.Я. Самоквасов раскопал самый знаменитый из всех черниговских курганов, носящий
название Чёрная Могила. Насыпь имела 180 аршин в окружности и 15 аршин высоты. По периметру шёл ров. Форма насыпи – усечённный конус. Так же, как в Гульбище, имело место кострище на небольшой подсыпке с остатками сожжения и многочисленными вещами, выше которого находились два железных шлема, две кольчуги, два турьих рога с серебряной оковкой, бронзовая статуэтка. Среди прочих предметов найдены два меча и сабля. По обилию сопровождающего инвентаря и по размерам насыпи, можно полагать, что человек, погребённый в ней, стоял на иерархической лестнице заметней выше лица, погребённого в Гульбище. Судя по тому, что бронзовая статуэтка представляет изображение бога Тора, второго божества в скандинавской языческой иерархии, человек этот также был скандинав. По византийским монетам и комплексу инвентаря, курган датируется 960-ми годами X века.
Из двух мечей – один обычных размеров длиной около 82 см, а другой – около 105 см. Это, конечно, не 126 см, как в Гульбище, но и отнюдь не обычный рядовой меч. Человек, который мог бы эффективно действовать таким мечом, должен был иметь рост около 2 м» или чуть более, то есть, не гигантский, но огромный, по представлениям своего времени.
Из этого кургана наиболее известны турьи рога с серебряными оковками по краю. После убедительной статьи петербургского археолога О. А. Щегловой, их венгерское происхождение, кажется, ни у кого больше не вызывает сомнений. Ритуальное, культовое значение рогов хорошо известно. Они использовались и как питьевые, и как сигнальные. Замечу только, что в военный обиход Европы рога ввели прагматичные римляне. В V веке н.э. Флавий Вегеций Ренат отметил: «..-горнист играет на роге дикого зубра, обложенном (по краю) серебром; если дуть в него умело и не сильно, то звуки его очень певучи».
По этим и прочим звуковым сигналам римские войска ориентировались в бою. Поэтому и затем вовсе не случайны находки рогов с оковками именно в дружинном обиходе, как не случайны их упоминания в раннес-редневековых источниках.
Знаменитые турьи рога – не единственный «венгерский след» среди инвентаря больших черниговских курганов. Судя по форме и орнаментике, мадьярскими являются «застёжки» из Гульбища, числом пять, которые не что иное, как аграфы, то есть, застёжки плащей типа накидок. Среди венгерских древностей легко можно найти аналогии и орнаменту роговых накладок рефлексивного тяжёлого лука из Гульбища.- Орнамент венгерского типа есть и на некоторых бляшках и застёжках из того же Гульбища. Известная сабля из Чёрной Могилы также не обязательно может быть печенежской – общеизвестно, что саблями были вооружены и мадьяры.
Интересным представляется наблюдение Ь.А. Щегловой над орнаментом на поверхности большого рога, который затем был закрыт серебряной оковкой. Всё это производит впечатление некоторой спешки, в которой изготавливалась эта вещь по имевшемуся в Венгии прототипу, а сходство человеческих фигур на серебряной оковке рога с такими же фигурами в скандинавской орнаментике, скорее всего, ориентировано на вкусы получателя этой вещи – судя по статуэтке бога Тора в этом кургане – скандинава. Иными словами, у мастера – изготовителя не было времени подобрать для замены рог, несколько попорченный неудачной резьбой по его поверхности. Что и говорить, вещи не рядовые, ценимые, если уж их не положили в погребальный костёр вместе с другим инвентарём.
Для историка, естественно, представляет интерес ситуация, когда столь значимые предметы, явно исходящие из верхов венгерского общества (владеющих их прототипом), могли появиться на Руси. На мой взгляд, обстоя-
тельства появления этих рогов напрямую связаны с теми событиями, которые привели венгерскую конницу на Дунай под знамёна князя Святослава. Дело, в том, что есть прямые и косвенные источники о русско-венгерском союзе уже около 967 года, а в 970 году венгры участвуют в антивизантийской коалиции. Так что, существуют серьёзные основания, чтобы считать, что Святослав прилагал все усилия для заключения русско-венгерского военного союза. Скилица прямо сообщает, что в 970 году русские провели переговоры в Паннонии.
Практика переговоров предполагала их ведение особо доверенными, приближёнными к государям, лицами. В процессе переговоров имели место встречные дары как форма дипломатической вежливости. Поскольку инициатива антивизантийского союза принадлежала Святославу, то вполне естественным является также вопрос о каких-то следах даров Святослава в Венгрии. Чем обменивались в качестве даров Русь и кочевники, известно по эпизоду с воеводой Претичем: со стороны печенегов -конь, сабля, стрелы (по-видимому, и лук к ним), со стороны Руси – броня, щит, меч. Но всё это было на ходу, в полевых условиях. Однако, Венгрия – это уже далеко не то, что представляли собой печенеги. Это уже нормальное сильное раннесредневековое государство, и дары должны были быть намного серьёзнее.
Итак, вторым и третьим лицами в дружинной иерархии Святослава после него самого были Сфенкель и Ик-мор. И, поскольку уж речь пошла о заключеними именно военного союза, их участие в переговорах было наиболее предпочтительным – как с иерархической, так и с психологической точек зрения – один огромного, а другой гигантского роста. Но кого именнно пошлёт Святослав, ?венгры не знали.
В случае заключения союза, а это, как известно, имело место, один комплект даров должен был отправиться
к самому Святославу, а другой мог быть вручён главе дипломатической миссии. Вероятно, заранее не было известно, кто это будет, и ориентироваться на вкусы посла в части вещей-даров пришлось уже после момента его прибытия, чем и может объясняться некоторая спешка в изготовлении рогов, которые в этом случае, являлись частью ответных мадьярских даров высшего ранга. Возможно, что отсутствие скандинавских вещей и мадьярских даров, рассчитанных на скандинавский вкус, в кургане Икмора, может означать, что Икмор – не скандинав. Франк, фриз, англ – кто угодно – но не скандинав.
В Чёрной Могиле найдены: два рога с оковками, сабля; в Гульбище: лук, пять плащей, одежда. Элементы комплектов как бы дополняют друг друга. А что, если Свя-тосдав послал сразу обоих? Тогда один посольский комплект пришлось делить на двоих, сообразно знатности и месту в дружинной верхушке. Кроме того, верховный глава миссии должен быть один. В этом случае, получается вполне логичная подборка: два рога, сабля, тяжёлый парадный лук (и стрелы), пять плащей, одежда, кони.
По-видимому, практика подбора даров имела какие-то общие моменты на протяжении столетий: среди даров Галлиена Клавдию (римское время) были две драгоценные жертвенные чаши, плащ, накидка и другие многочисленные одежды, а также золотые монеты. Как известно, золотые византийские монеты были найдены в Чёрной Могиле – две около оружия и рогов и одна на кострище.
Так вот, относительно того, кто был похоронен в кургане Чёрная Могила: скандинав огромного роста, занимающий видное место в обществе своего времени, в дружинной же иерархии – выше Икмора, судя по всему, участник дипломатического посольства в Венгрию – такой человек в окружении Святослава был только один – Сфенкель.
Третий из больших черниговских курганов – курган «Княжны Черны». Этот грандиозный курган, подобный
В дополнение к этой статье, советую прочитать: