Чёрной Могиле, уже к 1851 году сохранился не полностью – уцелела только его часть. Попечитель Черниговского ремесленного училища А.А. Ригельман, присутствовавший при сносе остатков насыпи, отметил, что слой угля, то есть кострище, находился на половине высоты насыпи, что отличается от размещения кострища в Чёрной Могиле и Гульбище, где оно находится ближе к подошве насыпи. В этом слое были найдены серебряная оковка рога « с резьбою и чернью, – гладкой и тонкой работы, узкий конец её был обделан в виде орлиной головки», небольшой медный сосуд и несколько маленьких тонких серебряных монет.
Существенным отличием в погребальном обряде от двух вышеупомянутых насыпей, является то, что непосредственно в слое кострища найдены остатки кольчуги вместе с сожжёнными костями погребения. И в Чёрной Могиле, и в Гульбище, и в большом гнёздовском кургане № 18 оружие и кольчуга всегда выносились отдельно. Таков был обряд. Поскольку курган 18 по размерам, грандиозности погребального обряда и обилию вещей самим же автором раскопок В.И. Сизовым сопоставлялся с большими Черниговскими курганами, то можно Считать вынос оружия и кольчуги устойчивой частью погребально ритуала, которая в курганеТ851 года по каким-то весьма существенным причинам была нарушена. Самым естественным объяснением является то, что требование ритуала разместить кольчугу с оружием отдельно, физически не могло быть выполнено. Иначе говоря, кольчуга находилась на умершем и снять её было нельзя, допустим, Потому, что она проржавела и стала единой Массой. ?
Всё эти соображения можно было бы считать достаточно общими и абстрактными, если бы не было определения оковки рога из кургана 1851 года, которая, как считают, принадлежит работе того же мастера, который
выполнил малый рог из Чёрной Могилы – в художественных традициях венгерских памятников Подунавья. Кстати, Б.А. Рыбаков полагает, что рогов в погребении было два, а не один, что весьма вероятно, поскольку насыпь к 1851 году сохранялась частично. Завершение рога в виде орлиной головки имело место в Скандинавии ещё до VII века – один из рогов с таким завершением известен из Сёдербю-Карл в Уппланде. В дальнейшем, такая орнаментика в виде птичьей головки сохранялась вплоть до X века. Таким образом, Чёрная Могила и курган 1851 года не только синхронны, но и, как я думаю, отражают одно и то же историческое событие, а именно, русско – венгерские военно-дипломатические контакты, завершившиеся совместными военными акциями в Болгарии.
В связи с боями на Дунае, Лев Диакон прямо упоминает, что в одном из боёв «Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит». То есть, во время решающих, тяжёлых сражений Святослав надевал кольчугу и лично участвовал в боях. Нет сомнения, что последний бой Святослава в 972 году на порогах-был тяжёлым. И уж вполне позволительно считать, что если хан Куря справлял поминки по смерти Святослава, то во время его захоронения по тенгрианскому обряду он не лишил своего грозного противника последних почестей и похоронил его в кольчуге. Через шесть лет лежания в земле снять эту кольчугу стало невозможно. По-видимому, этим и вызвано отступление от общепринятого в больших курганах X века ритуала вынесения оружия и кольчуг на сторону. Рог из этого кургана, судя по всему, является частью второго комплекта дипломатических даров.
Иначе говоря, весьма вероятно, что в этом кургане в 978 году был погребён сын Ольги князь Святослав.
Здесь представляется существенным и размещение кострища на середине высоты насыпи. По-видимому, здесь было сожжено такое же сооружение типа крупной
камеры, как и в Чёрной Могиле, а традиция размещать эту камеру ближе к верхней части насыпи эволюционно восходит к ерошихинско-ерусалимским курганам, плакун-ской камере и далее – к традиции аналогичных камер с применением огня в Южной Дании, откуда пришли Рюрик и его люди. Собственно, это и был тот «бъдын», которому посвящена отдельная глава, а иначе – тот обряд, по которому был похоронен сын-язычник при матери-христианке, правда, к этому времени уже почившей. Большие курганы – это княжеский социальный статус. Известно, что после смерти отца Святослава князя Игоря Ольга «… повеле людем ссути могилу велику», то есть насыпать большой курган. Так что, для язычника – «могила велика» и память материальная, для христианки – «с землёю ровно» и память духовная. С одной стороны – сожжение в кольчуге, с другой – святые чудотворные мощи. Тут есть над чем задуматься. Странный и поучительный контраст. Черты родового обряда великокняжеской семьи, запёчатлённые в земле, угле и глине. Ушедшая история Ранней Руси.
Справедливости ради, надо отметить ещё один факт. В одном из эпизодов дунайской войны, где войска Святослава действовали двумя группами, упоминается военачальник второй группировки, неизвестный по имени «вождь скифов, муж огромного роста», который был убит в единоборстве патрикием Петром в конном бою, так что «не смогла защитить великана кольчужная броня». Во всяком случае, это не Икмор и не Сфенкель. Здесь уместно вспомнить о раздельном возвращении войск Святослава и войск Свенельда с Дуная. Свенельд и его группировка тоже где-то воевали и, вполне вероятна, также отдельно от Святослава. А в дружине Свенельда наверняка была своя иерархия. Во всяком случае, упомянутый воин огромного роста не был приближен к Святославу как Сфенкель и Икмор, и иных сведений о нём нет.
Думаю, что не случайным является цветовое определение двух черниговских курганов: Чёрная Могила и Курган княжны Черны. Под 1148 годом в летописи в связи с княжескими усобицами, упомянута ещё одна Чёрная Могила: «Дошедшим же им Могилы Чёрныя …», откуда князья пошли к Чернигову. Повидимому, в эпическом сознании события похода Святослава на Дунай, и особенно возвращение обратно, были действительно чёрными. А это вполне могло найти отражение в народной памяти и соответствующих названиях. Между прочим, близ города Запорожье на Днепре, у северной оконечности острова Хортица, есть высокий мрачный утёс. По местным преданиям, именно здесь, на этой скале, окружённый врагами, погиб князь Святослав с остатками своей дружины. Утёс носит название Чёрная скала.
Вопрос об идентификации больших черниговских курганов был поднят Дмитрием Алексеевичем Мачинс-ким. Он соотнёс человека, погребённого в Чёрной Могиле, с летописным воеводой Претичем. С тех пор утекло много воды, появились новые работы, поле для исследований расширилось.
Сюжет о сыне княгини Ольги князе Святославе, который представлен здесь на суд читателя, это следующий шаг, своего рода «второе приближение» к той самой истине, которая, как известно, всегда конкретна. Пусть тот, кто сможет, сделает третий.
На исторической родине, в районе веси Выбутской, и потом в Киеве княгиню Ольгу окружали живые люди. Некоторые из них упоминаются в этой книге: колбяги (?) Искусеви и Каницар, муж Ольги князь Игорь, умный и
удачливый князь Олег Вещий, коварный и осторожный Свенельд, ольгина «милостьница» ключница Малуша -мать князя Владимира и сам князь Владимир, сын Ольги, доблестный князь Святослав и его дружинные вожди -гигантского роста – Сфенкель и Икмор и другие люди, о которых – вскользь. Они определяли жизнь своей страны и своего времени. И все вместе – в большей или меньшей степени – строили государство, имя которому – Русь.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: