Замечательных благотворителей храма среди прихожан не имеется, за исключением бывшего прихожанина оной церкви помещика Петра Васильева Бровцына, построившего, как видно из клировых ведомостей, на свои средства каменную церковь’ вместо прежней деревянной, ветхой, но сколько употреблено капитала Бровцына на построение храма, за неимением записей, неизвестно. Других же более замечательных благотворителей храма среди прихожан не имеется, за исключением местных помещиков г.г.Чириковых и некоторых крестьян прихожан, иногда возобновляющих на небольшую сумму ста—
рые иконы или жертвующих недорогие одежды на св. престол и для облачения священнослужителей.
Крестохождений в приходе не бывает; иконы же носятся прихожанами той деревни, которыя празднуют разным праздникам, упоминаемым в клировых ведомостях.
т.
Прихожане.
За 1889 год значилось в приходе православных 636 человек мужского пола и 691 чел. женского пола; раскольников и эстов нет, латышей и немцев Лютеранского вероисповедания за означенный год было 10 человек мужского пола и 11 человек женского пола, евреев, католиков и др. Сектантов в районе означенного прихода не имеется.
Земля, которою пользуются крестьяне, а именно один душевой надел, равняющийся 5 1/2 десят., имеет разные качества: песчаная, глинистая, болотистая, безлесная и покрытая лесами, как—то: березою, елью, сосною, ольхою и т.п., но покрытая, по большей части, лесом дровяным и весьма редко строевым, а также кустарником, и сенокосная и пахотная. Крестьяне означенного прихода живут посредственно; преимущественный промысел их — земледелие, хлебопашество, орудием для обработки ее служат: соха, очень редко плуг, борона и коса; косилок и разных машин не употребляется; из озимого хлеба сеется преимущественно рожь, а из ярового — овес, ячмень и горох; при среднем урожае получается на десятину 5 четвертей хлебай 7 копен сена.
Огородничеством крестьяне мало занимаются и, если садят в нем овощи, то преимущественно — капусту, картофель, свеклу и реже огурцы и морковь; садоводством вовсе не занимаются. Крестьяне деревень, лежащих близ прежде названного озера, а также близ речки поселившиеся, в продолжение года, в разное время, занимаются
рыбной ловлею, о роде ловимой рыбы сказано выше, а орудием для ловли служат: невод, сети, нороть, мережи, ,бродники и шивка (летний невод в меньшем размере, сравнительно с неводом зимним). Скот держат преимущественно для своего употребления, а именно — лошадей, коров, овец, коз и свиней; из домашних птиц — кур, гусей и редко уток; из убитой дичи — по большей части встречаются тетерева, утки и рябчики, а из животных — заяц и реже лось. Пчеловодов в приходе очень мало, и другими какими-либо промыслами, напр, торговым и кустарным, вовсе не занимаются; извозом и отхожим промыслом тоже очень мало занимаются. Фабрик в приходе нет, а заводов имеется два: один дегтярный, а другой кирпичный — и одна ветряная мельница. Живут преимущественно скученно; материалом жилищ служит разного сорта лес, а кровли у зажиточных крестьян бывают тесовые, а у бедных — из драницы и соломы. У зажиточных крестьян при одних сенях на обе стороны имеется две избы, из которых одна держится почище, чем другая; в первой они принимают гостей в праздники и причт для службы, а во второй, обыкновенно, сами живут; каких—либо особенных украшений внутри и извне не делают, конечно, за исключением необходимых предметов, как—то божниц, где ставятся образа, лавок, скамеек, столовой и т.п. Во время посещения причтом со св. крестом и иконами они служат молебен, панихиды и реже водосвятия; живут по большей части неряшливо, грязно, особенно это замечается среди бедных и многосемейных крестьян. Нижняя одежда у крестьян делается из домашнего толстого холста, по большей части из верховья; верхняя состоит из шубы, балахона и кафтана; в праздники же и воскресные дни среди молодого поколения можно увидеть у мужчин суконные и триковые пиджаки и такие же брюки и ситцевые рубашки, а у женщин суконные кофты и пальто, кисейные рубашки, кашемировые сарафаны и такие же платки. В будние дни носят тот и другой пол из лыка
лапти, а в праздники — сапоги, полусапожки и башмаки. Сообщение деревень означенного прихода с церковью и между собою удобно, за исключением тех из них, которые лежат за озером и речками, сообщение с которыми во время весеннего разлива воды, хода льда, а также осенью во время установления озера бывает довольно затруднительно.
Относительно внутреннего быта крестьян нужно сказать, что в последнее время замечаются частые разлады семей, впоследствие несогласий и раздоров между собою, по отношению же соседей между собою больше заметно согласие, хотя иногда из—за разных поводов и не без споров дело обходится. Среди пожилых крестьян между мужем и женой более замечается согласие, взаимность, любви и уважения друг к другу, чем среди молодежи, где происходят нередко споры, раздоры и брань, нередко оканчивающиеся тем, что жена уходит от мужа к своим родителям или родственникам. Также нужно сказать и относительно отношения родителей к детям и последних к первым: более старые и пожилые крестьяне держат своих детей строже, стараются удалять и удержать их от дурных привычек и пороков и направить их и приучить к делам добрым и полезным, за что со стороны последних и пользуются уважением, ласкою, почтением и послушанием. Среди же молодого поколения замечается у родителей поблажка, потворство своим детям в разных дурных привычках, наклонностях и пороках; они держат детей слабо, на худые дела их смотрят, так сказать, сквозь пальцы; мало стараются приучать их ко всему полезному, доброму и хорошему и отвлекать и удалять от дурного и худого, что и служит причиною тому, что и сами они пользуются меньшим уважением, почтением, любовью и т.д. от своих детей, особенно, когда последние приходят в совершенный возраст: они в это время смотрят на своих родителей как на равных себе, считают себя зрелыми и опытными в деле, способ—
ными без совета, руководства и указания старших, своих родителей, сделать то или другое дело, поступить в известных случаях так или иначе.
Храм посещается крестьянами преимущественно в свободное от работы время, т.е. осенью и зимою; среди старых и пожилых крестьян замечается строгое соблюдение постов, установленных церковью, но этого нельзя сказать относительно молодежи, среди которой нередко замечается нарушение их, особенно это стало чаще замечаться с поселением в наших местах разных инородцев, как-то: эстов, латышей и др., не признающих наших постов, и многие из наших молодых крестьян, нанимаясь к ним в работники или работницы, употребляют вместе с ними в постные дни скоромную пищу, хотя и делается им по сему поводу на исповеди внушение, вразумление и объяснение важности и святости постов нашей церкви.
Христианский долг Исповеди и св. Причастия исполняется почти всеми крестьянами в приходе, начиная с 7—летнего возраста, хотя некоторыми из них, по какой—то необъяснимой причине и убеждению, он исполняется через год, в Клиросном чтении и пении, за исключением 3 — 5 человек в приходе, не участвуют; чаще служат молебен, реже совершают поминовения умерших. Многие в зимнее время, преимущественно в великий пост, а летом в Петров ходят на Богомолье пешком в обитель Преподоб. Нила Столобенского Чудотворца и в горьевскую Ордынскую обитель к Владимирской Божей Матери; особенных пожертвований на храмы, монастыри, школы и др. учреждения и заведения, а также особенной благотворительности среди прихожан не замечается. Относительно других видов добродетели, как—то: привязанности к родным, древним обычаям, честности, бережливости, уважения к духовным лицам и т.п., нужно заметить, что таковые более замечаются и сохраняются среди старых крестьян, и менее среди молодых. Более выдающийся порок ере—
ди крестьянства — пьянство, а реже разврат и воровство. Школ и других учебных заведений в приходе нет; несмотря на то, что они неоднократно приглашались мною к сему, были убеждены в пользе грамотности, они каждый раз относились к делу как—то безучастно, холодно и апатично, церковь же, не располагая достаточными средствами, по своей бедности, не может открыть таковой. Накануне праздников Рождества Христова, Нового года, Крещения Господня, св.Пасхи и др. среди многих крестьян, особенно пожилых, соблюдается строгий пост: они в эти дни до вечера ничего не едят и едят самую неизысканную, неприхотливо—затейливую и в малом количестве пищу, а в навечерние Крещения Господня многие и воды не пьют до тех пор, пока она на вечерне освятится; накануне этих праздников, как они выражаются, колядуют, звездят, т.е. не употребляют пищи до появления вечером звезды на небе. В самые же эти праздники к числу добрых обычаев отнести следует то, что молодое поколение бывает в храме при Богослужении, а старики и старухи, оставаясь дома, зажигают в божницах свечу или лампадку перед образами и молятся, читая наизусть, кто знает, молитвы, и никто, кроме малолетних, не ест до окончания церковного Богослужения, а также и не занимаются работами. К числу же худых обычаев нужно отнести то, что как вообще все праздники, так и эти, они проводят разгульно, т.е. ходят и ездят к своим родным, знакомым и соседям для питья водки и в хмельном виде нередко заводят между собою ссору, брань нелитературными словами, нередко оканчивающиеся дракою.
При рождении детей в районе нашей местности существует суеверный обычай принимать детей в грязную рубашку отца; по объяснению их, это делается для того, чтобы отец больше любил свое дитя. Далее, в продолжение нескольких дней соседки и родственницы ходят, по их выражению, в наведи к родильнице, причем прино—
В дополнение к этой статье, советую прочитать: