В драме Пушкина «Борис Годунов» монах Пимен пишет «земли родной минувшую судьбу» с надеждой, что когда — нибудь потомки пере — пишут его «правдивые сказания». Летопись родных мест двух наших великих земляков патриарха Тихона и композитора Модеста Мусоргского вели многие священнослужители. В архиве хранится тетрадь, в которой изложена история этого края, быт, нравы, взаимоотношения прихожан, тра — дицни и обряды крестьян, их отношение к церкви и к священнослужителям. Можно сказать, что это — социологический портрет русской деревни в псковской глубннке на рубеже двадцатого столетия. Эта тетрадь назы — вается «Сведения об Одигитриевской церкви погоста Пашивкина Торо — пецкого уезда Псковской епархии»; указана дата ее написания — 2 мая 1890 года, стоит подпись автора — «Священник Иоанн Беллавин». К сожалению, в архиве не сохранились клировые ведомости за этот год. В То — ропецком уезде в этот период значились еще два Иоанна Беллавина: род — ной брат патриарха Иван Иванович и двоюродный — Иван Григорьевич. Других двойных тезок из числа однофамильцев или дальних родственников патриарха в документах встретить не довелось, но кто бы ни был автор «сведений», его правдивые сказания представляют большой интерес как документальное свидетельство о минувшей жизни.
СВЕДЕНИЯ
об Одигитриввской церкви погоста Пашивкина, Торопецкого уезда, Псковской епархии.
I. Местность, занимаемая церковью и ея приходом.
Церковь находится на возвышенной открытой местности близ озера Жисцо; (замечательных гор, холмов и т.п. и названий их не имеется. Исторических или чем—либо замечательных мест, как—то: городков, могил, курганов и пр. как при самой церкви, так и в приходе ее не имеется, а равно и о кладах, где—либо открьшаемых и находимых, записей не имеется и преданий не сохранилось). Как сказано выше, церковь находится близ озера Жисцо, которое, по народной молве, имеет в окружности около 40 верст, но точных и определенных сведений или записей о нем не сохранилось; озеро это берет свое начало или образуется из многих рек, впадающих в него, как—то в него впадают речки: Кудесница, Доляна, Узмень, Весетца и другие, и из него вытекает речка Жижец, от которой получило свое название это озеро, и протекает она мимо селений Прилукарь, Торопец, и впадает она в речку Двину. В нескольких саженях от берега, прилегающего к церкви, на названном озере имеется два острова общего владения причта оной церкви с помещиком Чириковым под названием «Серебрянник» и «Кромошный», на первом имеется пашня и покос, а на втором только покосы. Название первого острова, по преданию, произошло от того, что на нем в старину находили серебряные деньги разного достоинства, а название второго есть искаженное Жисцового «Окромец», т.е. окромя или кроме сего острова имеются на сем озере еще острова. О величине того и другого острова пишется в клировых ведомостях сей церкви. В приходе же замечательных озер и рек нет; при иных деревнях имеются небольшие глу—
хие озерки или ручьи без названий, а при других колодцы тоже без названий. Берег озера Жисцо, прилегающий к погосту, песчаный; вкус воды — пресный, а свойства ее — известковая, рыба в нем разной величины и названий, а именно: лещ, судак, щука, окунь, платица, ерш, уклея, шарашпрь (род судака), налим, линь. По речкам же в приходе имеется: платица, язь, щука и уклея, а по глухим озеркам почти и не занимаются рыбной ловлею, а потому и неизвестно, какая имеется в них рыба. Название погоста, вероятно, произошло от слова «пашня», хотя записей каких—либо и преданий о нем не сохранилось; название же сел и деревень произошло или по месту, занимаемому ими, или — от имени первого жильца, поселившегося в нем, от которого впоследствии по разделе семьи стала расстраиваться деревня, так, напр., название села при погосте «Богородицкое» произошло от имени церкви, построенной в честь Богородицы «Одигшприия, или, напр., название деревни «Раонь» есть искаженное «Ровень», по ровному месторасположению, занимаемому ею; название деревни «Загорье» произошло от того, что она находится за горою, и т.д.; или название деревни «Корнилово» произошло потому, что первым жильцом в ней был крестьянин, по имени Корнилий; точно также произошло название и других деревень, как: Мишино, Михалково, Васих— ново, Левково и др.; о названиях некоторых деревень в приходе, в наименовании записей и преданий о них трудно дать какое—либо объяснение, так, напр., названия деревень Татырино, Бычков, Парна и др.
II. Храмы и часовни.
Чудотворных и местно чтимых икон или крестов при оном храме не имеется; при храме имеются четыре сосуда, из коих один неслужебный — оловянный, а остальные серебряные, и два из них внут—
ри вызолоченные. Каких—либо древних предметов при храме не имеется, за исключением без употребления находящихся одной пары лубяных венцов, обтянутых толстою холстиною, выкрашенною желтою краскою, и имеющих круглый вид, без покрытия сверху и без крестов, на одном венце изображение Спасителя, справа Божей Матери, а слева Св. Иоанна Предтечи, на остальных сторонах трех ангелов, на другой изображение Божей Матери с Предвечным Младенцем, а по сторонам четыре ангела. Других каких—либо древних предметов, св. икон или одежд Св. Престола и жертвенника, а также священнических или диаконских облачений не имеется, так как они, по всей вероятности, за ветхостью были уничтожены. Колоколов при храме пять, но на них ни весу не обозначено, ни надписей каких—либо не имеется. При оном храме, кроме богослужебных книг, имеются следующие: а). 2 экземп. «Сборник поучений, изданных Св. Правительств. Синодом на разные праздники и случаи» при Императрице Екатерине Алексеевне 1776 г., б). 2 экземп. «Поучительные слова Св. Григория Богослова, раздвоенная на две части на разные случаи», 1798 г., в). 4 зкземп. «Сборник поучений, изданных Св. Синодом на каждый день месяца», 1795 г., г). 4 экземп. «Православное ученье, или сокращенная Христианская Богословия о главнейших спасительных догматах веры нашей и о заповедях Божих десятословие заключенных Митрополита Московского и Калужского Платона», 1791 г., д). 2 экземп. «Свидетельства об истинной православной церкви и ее Таинствах, взятая из Св. Писания, Кормчей книги и из Св. Отцов Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста и др.», 1795 г. При оном храме имеются жития некоторых святых со службами; так напр., Преподобных Никандра Псковского, Саввы Крыпец— кого, Нила Столбенского и др. В 1853 году получались «Псковские Губернские Ведомости»; в 1886 году вьтисывался для всего благочин— нического округа на церковные деньги «Церковный вестник», а в на—
стоящее время на церковные же деньга выписываются для причта «Церковные ведомости». Других каких—либо периодических изданий для чтения и руководства не имеется. Копии с метрических книг имеются с 1789 г., кроме 1880, 1881, 1882 и 1883 гг., так как это время оная церковь была соединена с Троицкой самостоятельного церковного погоста Платична, Торопец. уезда. Точно так же и Исповедные списки имеются с 1789 г., кроме таких же годов, за которые не имеются метрич., и по той же причине, так как в то время книги означенных церквей писались вместе. Обычные книги имеются с 1802 года, приход—расходныя с 1809 — 1877 гг. и с 1884 — 889 гг., Клировые ведомости имеются в следующие только годы: 1871, 1873, 1875, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1888, 1889 гг., почему их не имеется за прошлые годы, а равно почему и в последующие имеются за некоторые годы пропуски, мной, как поступившему в означенной церкви священником в месяце декабре 1883 года, неизвестно.
Самая древняя, по ветхости неупотребляемая, богослужебная книга:
1) это служебник при Великом Князе Федоре Алексеевиче, 1606 г.,
2) экз. Триоди Цветной, одна при Государях и Великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче, 1692 г., а другая при Императрице Анне Иоанновне, 1732 г., 1-е Евангелие, 1774 г., 2-е, 1779 г., 3-е Евангелие, 1753 г., а остальныя два – более позднейшего времени, 4) Апостол, 1753 года, 5) Триод постная, 1748 г., 6) Минеи, 1724 г., 7) Октоих, 1818 г., 8} Библия, 1819 г. Остальные богослужебные книги или современнее означенных, или более позднейшего издания, как Часослов, Типикон…
При храме имеются два антиминса — один в настоящей холодной освящен высокопреосвященнейшим Евгением, Архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским 1817 г. августа 5 дня, а другой — в придельной, теплой — освящен высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Псковским и Порховским 1867 г. июля 2 дня.
Так как клировые ведомости сохранились только за некоторые годы, то о бывших священниках при сем храме нельзя иметь полных и подробных сведений; из Исповедных Росписей в 1789 году (так как он именуется с сего года) видно, что священником при оной церкви был Иван Федоров, без фамилии, умерший в 1795 году; за 1795 год значится священником при сей церкви бывший раньше принят дьячком Матфей Логинов, тоже без фамилии; с 1807 года он назначается Благочинным и проходит оную должность до своей смерти, т.е. 1839 года; где получил образование тот и другой из них, неизвестно. В 1840 году к оной церкви определен Епархиальным Начальством священником окончивший курс в Псковской Духовной Семинарии в 2 разряде дьяческий сын Симеон Суворов, который с 1842 — 1867 гг. проходил должность депутата. В 1863 году он, Суворов, по представлении статистики собранием Псковского Губернского Статистического Комитета, удостоен звания действительного члена и утвержден в нем дипломом, установленным положением Комитета. Впоследствии по тому же предмету занимает место в Торо— пецком Уездном Собрании. С 1876 года по 1883—й включительно оная церковь была присоединена к Троицкой церкви погоста Платична; а в означенном по определению Св. Синода выставлена самостоятельной.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: