С XIV-XV столетий на Псковских церквах появляются очень красивые узоры из простейших геометрических фигур: квадратов и треугольников. Ими украшаются карнизы абсид и купольных барабанов. Эти узорчатые каймы составляют особенность Пскова. Редкая церковь их не имеет. Очень часто к ним присоединяются углубления в виде кокошников с уступами внутри. Эти создания чисто народного местного творчества обличают недюжинный художественный вкус самобытных Псковских зодчих того времени. Подобные украшения можно видеть почти на всех Псковских церквах, но особенно они развиты на Никольской со Усохи, Варлаамской и Богоявленской1. Кажется, с конца XV века появляются цветные изразцовые пояски, придающие новую прелесть церковным куполам. К сожалению, теперь почти все эти изразцы варварски замазаны и забелены, и только кое-какие остатки их сохранились на Сергиевской с Залужья, Георгиевской со Взвозу и Михайло-Архангельской церквах. К XIV – XV векам относится еще одно украшение: вертикальные валико-вые разводы на алтарных частях, образующие сверху полуциркульные арочки (Пароменская, Никольская со Усохи, Козьмодемьянская с При-мостья, Петропавловская, Воскресенская, Варлаамская, Климентовская, Никитская и др.). Этот мотив очень похож на Сирийский орнамент VII -VIII столетий2. К числу чисто Псковских украшений относятся еще ма-
1 Треугольные впадины и арочки наверху трибунов имеются также под главами Московского Благовещенского собора, строенного при участии Псковских мастеров. Впоследствии они так понравились Москвичам, что получили большое распространение (М. Кра-совский, Очерк истории Москов. периода древнерусск церк зодчества, М. 1911 г., стр. 61).
2 Есть мнение о западном его происхождении (А. Некрасов, Журн. М Нар. Пр. 1912 г. №3)
ленькие фронтончики с загнутыми в стороны краями над купольными окнами, так называемые бровки.
Под церквами устраивались подвалы (подклети, подцерковья), в которых хранилось церковное имущество, а иногда и купеческие товары. Такие подвалы находятся почти под каждою древнею Псковскою церковью.
Одну из особенностей Псковского зодчества, как церковного, так и гражданского, составляют крыльца своеобразного Псковского пошиба: впереди ставили два толстых каменных столба; между ними перекидывали арку; с каждого столба такие же арки перекидывались на стену; сверху все сооружение покрывалось двускатной крышей. Г. Грабарь находит, что вид этих крылец странным образом роднит их с памятниками древнего Египта. Такие крыльца находятся при Пароменской, Иоакимо-Анненской, Георгиевской, Воскресенской, Образской, Козьмодемьянской с Гремячей горы и др. церквах. К сожалению, большинство этих интересных построек совершенно испорчены позднейшими переделками, а именно: боковые их пролеты почти везде заложены.
Другая Псковская особенность – это знаменитые звонницы, «очаровательные небольшие сооружения, создания немудреного ума, но поистине теплого чувства, проникнутые тонкой поэзией и чутьем прекрасного» (Грабарь, Ист. Рус. иск. стр. 8). Звонница есть каменная постройка в виде высокой стены с проемами, в 2 или 3 яруса, в которых висят колокола. Форма ее взята, вероятно, с древней первобытной деревянной колокольни, состоявшей из двух столбов с перекладиной, на которой подвешивались колокола. Верх звонницы покрывался двускатной крышей и украшался барабаном и главой с крестом. Двускатные крыши появились позже, на старинных же рисунках звонницы покрыты рядом фронтонов, по одному над каждым проемом. Иногда звонницы ставились отдельно, как в Пароменской и Никольской Единоверческой церквах, иногда воздвигались на церковной стене (Ново-Вознесенская, Сергиевская и др.), а иногда на паперти (Варлаамовская). В Новгороде также бывали звонницы, но там они или не получили большого распространения, или же не сохранились, между тем как во Пскове до сих пор их осталось 13 (Иоаки-
мо-Анненская, Георгиевская, Ново-Вознесенская, Никольская Единоверческая, Сергиевская, Мирожская, Пароменская, Никитская, Воскресенская, Варлаамская, Богояаленская, Козьмодемьянская с Гремячей Горы и Ивановская). На старых планах Пскова редкая церковь стоит без звонницы. Даже в Москве Псковские строители возвели несколько звонниц.
Наружные стены своих храмов Псковичи и Новгородцы никогда не раскрашивали, а трлько оштукатуривали. Также поступали и их западные соседи. Раскраска появилась в Москов. зодчестве, как более самобытном, народном.1
б) Внутри.
Во внутреннем устройстве церквей прежде всего необходимо отметить чисто Псковский строительный прием: ступенчатые арки. Он состоит в том, что церковные своды подымаются к куполу в виде уступов, вследствие чего давление купола распределяется на большую площадь. Такое устройство мы видим не только во Псковских церквах (Богоявленской, Пароменской, Михайло-Архангельской и др.), но и в иногородних, строенных Псковскими мастерами, напр, в Московском Благовещенском соборе.
С XII века подпружные арки укрепляются дубовыми связями, которые в XVI-XVII стол, заменились железными.
Внутренние четырехугольные столбы (пилоны) заменяются круглыми, как требующими сравнительно меньше места. Впервые они появляются в церкви Ивановского монастыря (1240 г.). Впоследствии в большинстве Псковских церквей начали обтачивать столбы если не по всей их длине, то по крайней мере снизу, до высоты человеческого роста, дабы дать более простора молящимся. Восточную пару столбов скругляли обыкновенно только со стороны алтаря, задние же их стороны оставляли плоскими, чтобы удобнее было прислонять к ним иконостас.
С XVII стол, парусные своды начинают уступать место сомкнутым, причем внутренние столбы, как излишние, уже не ставятся. Такое покрытие обходится дешевле парусного и требует меньшего искусства. Ба-
рабан на такой церкви делается глухой, т. е. без окон, ибо при этом купольное отверстие, чрез которое мог бы проходить свет, уже не существует (Покровская от торга церковь, Никольская Единоверческая). Не всегда, впрочем, сомкнутый свод указывает непременно на XVII век: бывали случаи, что парусный свод древней церкви падал, и тогда его заменяли сомкнутым. Поэтому, сомкнутые своды встречаются и в храмах, строенных ранее XVII века, но подвергшихся потом шренной переделке, напр, в Козьмодемьянской на Гремячей Горе, Преполовения на Спасском подворье и Богословской на Мишариной Горе.
С XIII стол, в стенах появляются голосники, т. е. полые глиняные кувшины, вставленные в толщу стен. До сих пор не установлено вполне точно их назначение. Одни считают их резонаторами, уничтожавшими рассеяние звуковых волн во время чтения или пения; другие полагают, что голосники не могли иметь никакого влияния на акустику и служили только для облегчения давления каменных масс1. Они встречаются во многих древних Псковских церквах, но особенно изобильна ими Миро-носицкая церковь. В последнее время голосники принялись заделывать, во избежание скопляющейся в них пыли.
В церковные стены стали вделывать каменные надгробные плиты, которые встречаются во всех древних Псковских храмах (в Новгородских церквах в стены вделывались каменные кресты).
Полы, делавшиеся сначала из плитняка или из дубовых квадратных плит, стали впоследствии заменяться кирпичными2.
Г. Красовский (Очерк истории Московск. периода древнерус. цер. зодчества, стр. 14) отмечает еще одну особенность Псковских церквей: горнее место и скамьи священнослужителей, напр., в Георгиевской со взвоза, Климентовской, Козьмодем. на Гремячей горе и Варлаамовской.
Заключим этот очерк общим выводом о характере Псковского церковного зодчества. Имеет ли оно самобытный, ему лишь свойственные
1В Новгородском Софийском соборе была найдена часть свода, вся сложенная из голосников.
2Профес. И. А. Шляпкин сообщил нам, что в Новгородском Софийском соборе еще в древности были полы из небольших квадратных плиток зеленой поливы. Одну из них он любезно подарил музею Псков Археол. о-ва
особенности, резко отличающие его от архитектурного искусства других Русских областей, и чем обусловливаются эти особенности?
В дополнение к этой статье, советую прочитать: