Напряжение возрастает, летописное повествование идёт по нарастающей линии. Можно было бы ожидать, что и второму посольству должна быть оказана ещё более высокая «честь» в погребальном обряде, эквивалентном рангу послов. Однако, это посольство просто сожгли в бане. И это была вторая месть Ольги. Радзивилловская летопись отмечает, что «Древляном же пришедшим, и повеле Олга мовьню строити…» То есть для этой цели была сооружена новая постройка.
Сожжения такого рода, отчасти похожие на ритуальные, известны по скандинавским сагам. Так, в «Саге об Иг-лингах» упомянуто, что конунг Ингъяльд сжёг шесть местных шведских конунгов также в специально построенных для этого палатах. Сигрид Гордая расправляется со своими женихами, сжигая их в доме и устроив для них предварительно пир – об этом рассказывается в «Хаймскрингле». В «Саге о Вига-Стюре», Стюр заманивает в баню двух людей, которых хочет погубить, а затем их там сжигает.
Известна датская народная песня о том, как датская королева София в XII веке сожгла в бане свою соперницу. Жестокие языческие времена, жестокие нравы … И кажется, что соответствие летописи очень велико. Но в летописи есть одна дополнительная существенная деталь. По тексту летописи, когда баню с послами заперли, Ольга лично повелела зажечь её от двери. Могли бы и со всех сторон сразу… Но подобные детали определяют лицо погребального обряда. А здесь перед .нами явный репликат погребального обряда, по статусу выше первого, когда послов в ладье или в ладьях сбросили в яму с углями. Обряд сожжения в это время в языческих странах был определяющим. Сжигали, как видим, и в палатах. Но вот чтобы во время погребального обряда зажигали от двери… Возможно, здесь подражание какому-то редкому, узко распространённому обряду. И вот теперь, в поисках возможных соответствий, я возвращаюсь на легендарную родину княгини Ольги.
Здесь, в районе выбутских порогов, где так много оль-гинской топонимики и преданий об Ольге, между деревнями Ерусалимкая и Еро-шиха в 1878 и 1912 годах были раскопаны 8 крупных сопок, в 7 из которых, были найдены установлен-
ные в верхних частях насыпей погребальные камеры, сложенные из брёвен и плах, в которых производилось сожжение умершего на месте через специальное топочное отверстие (Илл. 24). А это очень напоминает ту самую деталь погребального обряда для участников второго посольства, когда Ольга повелела зажечь «от дверий». Честь послам снова была оказана, и снова это была «честь» через эквивалентный их социальному статусу погребальный обряд соответствующего ранга. Но если это так, то «по обратному отсчёту», «большие, еже землю держат их», «лучшие мужи», «нарочитые», «бояре» – вот ранг выбут-ских сопок.
По размерам обожжённые выбутские камеры вполне укладываются в диапазоны длины и шиины камер крупнейшего в Швеции могильника эпохи викингов – Бирки. В ерусалимских и ерошихинских сопках это 1 – 1,6 х 2 – 2,3 м, тогда как в Бирке это 1,5 – 1,8 х 3,75 – 3,39 м; однако, при этом чёткой границы между просто гробами и камерами в Бирке не наблюдается. Однако, умерших в Бирке в камерах не сжигали. Камера со следами применения огня найдена в могильнике Плакун в Старой Ладоге. И располагалась она так же, как ерошихинско-ерусалимс-кие камеры, на вершине насыпи. Погребение это датировано X веком. Аналогии такому погребальному обряду -в камерах и с применением огня – найдены, как я уже отмечал, в Южной Дании – там, откуда происходили известный Рёрик/Рюрик и его дружина. И есть предположение, что один из дружинников Рюрика и был захоронен в пла-кунской камере.
Вещи из ерошихинско-ерусалимских сопок датируются X веком, возможно, первой его половиной. Найденный в 1878 году горшок с зигзагообразным орнаментом близок к одному из горшков, служившему погребальной урной, из языческого могильника во Пскове близ пединститута, а приземистый горшок из раскопок
1912 года аналогичен горшку из кургана 1 группы Ню-биничи в Приладожье, где в погребении была найдена скандинавская трёхлепестковая фибула. Встречается такая керамика и во Пскове X века. Железные трубочки для трута с продольным отверстием известны как в псковском могильнике, так и в курганах Ярославского Поволжья, где в погребениях также есть скандинавские вещи. Остальные вещи – ножи, бронзовые спирали-на-косники, кольцевидная железная пряжка и треугольная накладка с орнаментом в виде пальметки – имеют широкую датировку (Илл. 25). Для датировки этих сопок существенно и то обстоятельство, что рядом с одной из них в 1912 году было найдено селище – остатки деревни эпохи Ранней Руси. Здесь, на обрывистом берегу Великой, В.Н. Крейтон в слое с лепной керамикой, в том чис-
ле и ладожского типа, нашёл несколько вещей: железную обломанную пряжку, оплавленную бусину синего стекла и заготовку для иглы кольцевидной фибулы-застёжки (Илл. 26). Такие фибулы применяли мужчины-скандинавы для закрепления на плече плаща-накидки. Этот комплекс находок датируется первой половиной X века, то есть, временем княгини Ольги. Очевидно, что к этому же времени должна относиться хотя бы часть близлежащих сопок с их своеобразным погребальным обрядом.
Таким образом, будучи в Киеве, княгиня Ольга вполне могла воспроизвести одну из черт ритуала выбутских сопок во время мести второму древлянскому посольству. Если это действительно погребения рода Ольги, то следы происхождения её родственников, её родителей «от рода варяжска», ведут туда же, откуда происходил Рюрик с дружиной – в южную Данию. А социальный ранг выбутских сопок я описал немного выше. Так что, по всем данным, отнюдь не от «простых человек» происходила великая киевская княгиня.
Но вернёмся в грозный 946 год. После уничтожения обоих посольств, Ольга с небольшой дружиной отправилась в древлянскую землю. По летописи, до этого времени князь Мал и его племя ничего не знали о судьбе послов.
На кургане Игоря последовала тризна – специальное поминовение, как было принято в то время. После тризны, по повелению Ольги, было убито пять тысяч древлян. И это была третья месть Ольги. Ничего невероятного в этом нет. В 782 году, по распоряжению христианского государя Карла Великого, в Верденском лесу было убито 4,5 тысячи пленных саксов, после чего восстания в землях этого мятежного воинственного племени прекратились. И никто не возмутился. Это же были язычники. А жизни враждебных язычников ничего не значили для этого государя. Кстати сказать, после 946 года восстаний в земле древлян тоже больше не было. Они предпочитали платить «дань тяжку», наложенную на них Ольгой, но ни в коем случае не восставать.
Таким образом, в эпизодах древлянской мести Ольга мыслила и действовала как скандинавка – подобная месть через формы погребального обряда хорошо описана в «Саге о Гисли». В общем, это подтверждает вышеприведённое сообщение рукописных Миней о том, что и отец, и мать Ольги были «от языка Варяжска», и что она происходила из района Выбут.
Теперь ещё одна небольшая ремарка по поводу второй древлянской войны в связи с верованиями руссов -соотечественников княгини Ольги. Думаю, что это может пролить дополнительный свет на роль и место киевской княгини в тех действах, которые можно назвать «Три мести княгини Ольги», о которых я писал выше.
Мысль о том, что месть Ольги древлянам была в значительной мере сакрализована, то есть носила характер своего рода «священной войны»,- эта мысль, кажется возражений не вызывает. Однако, первопричины самой жестокой и кровавой войны киевского правительства со своими соседями, приведшей к массовым жертвам, – эти первопричины нуждаются в некотором уточнении и разъяснении.
Ибн-Русте, арабский автор IX века, писал о руссах
на войне: «Мечи у них сулеймановы. И если как-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет (тогда) между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят».
В реалиях второй древлянской войны такие известные историки как Б.А. Рыбаков и И.Я. Фроянов отмечали государственно-ритуальный характер убийства древлян, не обязательно связанный только с местью княгини. Вообще, место это в летописи – одно из самых тёмных. Однако, некоторые проблески появляются, если учесть одну существенную деталь в письменных источниках, а именно, верования самих руссов в судьбу убитого воина в загробном мире. Другой арабский автор, Ибн-Миска-вейх, сообщает о походе руссов в Бердаа на Кавказе в 943
- 944 годах. Он пишет о безуспешных попытках арабов взять пленного: «Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них». Загнанные в угол, руссы предпочитали кончать самоубийством. То же самое представление, только более подробно, было зафиксировано Львом Диаконом во время пребывания войск Святослава на территории Болгарии: «О тавроскифах рассказывают ещё и то, что они вплоть до нынешних времён никогда не сдаются врагам даже побеждённые, – когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими».
В 945 году был пленён древлянами и погиб от их рук позорной смертью не кто-нибудь другой, а сам князь Игорь
- Ингвард, сын Рюрика, отпрыск известной королевской
В дополнение к этой статье, советую прочитать: