Смерть князя Игоря в 945 году. – Казнь двух посольств древлян через разные формы погребального обряда. – Сны князя Мала. – Камерные погребения с сожжением на родине Ольги в районе Выбут. -Южнодатские аналогии. – Гибель 5000 древлян. -Языческая религия руссов. – Государственно-ритуальный характер местей Ольги.
Археологические источники сами по себе молчат. Можно раскопать курган, узнать его конструкцию, классифицировать найденные вещи, понять их хронологию, реже – этническую принадлежность, найти аналогии этим вещам. Но для того, чтобы древние вещи заговорили, приходится привлекать исторические источники, мифологию, фольклористику, этнографию, идти сложным и порой извилистым путём.
Так вот, для того, чтобы заговорили конструкции и вещи из выбутских курганов, мне придётся снова возвратиться в роковой для князя Игоря и трагический для княгини Ольги 945 год. Извстно, что князь Игорь во время сбора дани был пленён древлянами и погиб страшной смертью – его привязали за руки и за ноги к двум согнутым деревьям и затем отпустили, и тело было разорвано на две части. Летопись говорит, что Игорь оставил с собой слишком мало дружины, отпустив большую её часть домой. Эта роковая ошибка стоила ему жизни.
Казнив князя Игоря, древляне посовещались и решили пойти по пути византийского императора, которого «переклюкала» Ольга, а именно: сосватать княгиню Ольгу за
своего князя Мала, а со Святославом поступить «… якоже хощем». Такое сватовство вполне укладывалось в рамки того первобытного уклада, по которому жило древлянское племя: убили мужа, – не беда, другого найдём. После этого в Киев было направлено посольство из 20 человек «лучших мужей». Древлянские «слы» приплыли в ладье и высадились на киевской пристани под Боричевым увозом. После изложения предложений со стороны послов, Ольга пообещала наутро возвысить их перед своими людьми, и действительно, утром послов в ладье (или в ладьях «по единому») киевляне понесли по улицам города ко дворцу Ольги. Послы «гордящеся» сидели «в перегбех в великих сустугах» (что это такое, см. ниже) «и поношаху киевлян» (в переводе не нуждается). Ведь пообещала же княгиня оказать послам «честь велику». Тем временем, на теремном дворе вне города уже была готова глубокая яма с дубовыми раскалёнными углями, куда и бросили послов в ладье (или в ладьях).
- Хороша ли вам честь? – спросила их Ольга, наклонившись к яме. – Пуще нам игоревой смерти, – решили древляне из ямы.
После этого яму засыпали. Так закончило свой земной путь первое древлянское посольство.
А как же обещание Ольги оказать послам «честь»? Выходит, княгиня не выполнила своё обещание? Выполнила, только своеобразным путём, через погребальный обряд. Как раз, тайный смысл этих слов не поняли древляне, не прняли его и киевляне, присутствовавшие при казни, не понял летописец, описавший необычные подробности. А поняли это лишь немногие «свои люди», стоявшие рядом с княгиней. Дело в том, что Ольга здесь поступила как скандинавка. Форма мести через детали погребального обряда встречается в исландских сагах, – своего рода, чёрный юмор. А вот погребения в ладье для этого времени в Скандинавии применялись для людей знатных, но не слишком выского ранга. То есть, в качестве «чести» был
использован погребальный обряд, соответствовавший социальному положению участников первого посольства, может быть, даже немножко выше. Тогда это бесспорная «честь». При этом обнаруживается знание Ольгой и её ближайшим окружением рангов соответствующих скандинавских обрядов. Знание это в Киеве получить тогда было нетрудно – уж кого-кого, а скандинавских наемников, устраивавшихся на службу на Руси и плывших с этой целью в Византию в то время было сколько угодно.
Выражение «в перегбех» можно понять буквально -послы всячески перегибались от сознания своей важности и своего превосходства. Действительно, в словаре В.И. Даля псковское, кстати, слово «перегибень» – это «ломака», то есть, человек, который выламывается. Близкие значения находим в словаре И.И. Срезневского: «ПЕ-РЕГЪБЪ – перегиб тела, выражающий гордость, спесь: в перегъбехъ – избоченившись …»
Теперь немного о таинственных «сустугах». В классическом переводе летописи сустуги – это нагрудные бляхи. В словаре В.И. Даля – пряжки на груди. Но как-то не вписывается это в контекст летописи, который отражает здесь скорее поведение, нежели детали одежды, и к тому же с точки зрения очевидца (деталей очень много). Возможно и другое прочтение, а именно то, что послы сидели «… i stora sus tuggan» – «… в большом шуме жвачки», то есть, сидя в ладьях, громко чавкали, доедая вчерашнее. По Летописцу Пе-реяславля Суздальского известно, что Ольга после приёма послов «… отпусти я в ладью [пианы веселы]», то есть был пир. Тогда понятно, каково им было наутро, а также на каком языке докладывал Ольге приставленный к послам наблюдатель, и кто он был по национальности. Скандинавский дружинник. И на каком расстоянии от послов он находился, чтобы всё это видеть и слышать. И картинка с послами получается эпическая. Не исключено, что летописец использовал не только славянскую, но и скандинавскую жи-
вую фольклорную традицию, какие-нибудь местные саги, до нас не дошедшие. Сейчас известно, что отдельные обособленные группы скандинавов традиционно ещё жили на Руси в начале XII века, сохраняя свой язык, а значит и эпос. Что-то летописец из этого источника вполне мог получить. Но кое-что, отдельные места типа «в скутарех» или «в сус-тугах», ему не перевели. Так оно и осталось.
Надо отметить, что ещё в 1960 году Б. Кляйбер на основании исследования раннего пласта сообщений русских летописей, пришёл к парадоксальному казалось бы выводу о том, что летописец древнейшей части Иоакимов-ской летописи либо сам был скандинав, либо у него были скандинавские помощники. Думаю, что помощники.
Но вернёмся в 946 год. Далее летопись сообщает, что Ольга отправила древлянам требование, чтобы они прислали к тем 20 послам, что прибыли в Киев ранее, ещё одно посольство из более знатных людей, чтобы отправиться в землю древлян с великой честью, а иначе – говорила княгиня – «… не пустят меня люди Киевские». Таким образом, Ольга притворно соглашалась выйти замуж за древлянского князя Мала и уступить требованиям древлян. И вот тогда в Киев было отправлено следующее посольство из 50 человек, и это были «… лучшие мужи, иже дерьжаху Де-ревьску землю». В разночтениях списков летописи это «большие», «нарочитые», «бояре». Послы направились к Киеву, а князь Мал, между тем, пребывал в весельи по поводу предстоящей свадьбы. А между прочим, снились ему странные сны: «… и сон часто зряше Мал князь: се бо пришед Олга, дааше ему пръты многоценьны червены, вси жемчугом иссажены, и одеяла чръны с зелёными узоры и лодьи, в них же несенымъ быти, смолны».
Жаль, не дошли до нас сонники середины X века. Да, едва ли они и были, – тогда такого рода сведения бытовали в устной традиции. Поэтому я приглашаю читателя заглянуть в сонник Н.Г. Гришиной: автор-составитель утверж-
дает, что он собирался с XVI века. Всё-таки ближе к веку десятому … Что мы там увидим? «На чужой жене жениться – предостережение от скрытых, преступных, разрушительных желаний». Здесь стоит вспомнить, что по одной из летописных версий, древляне, выдав Ольгу замуж за Мала, планировали убить Святослава. Наследник от предыдущего брака им был не нужен. «Жемчуг видеть .*.. быть им украшенным – вред, болезнь». «Пръты … червены» – «красная одежда во сне – ссоры, потеря друзей, страсти, опасности», «Отделка, канты – неожиданность», «резкие зелёные и жёлтые тона в сновидении» – предвестники болезни, «на лодке … с определённой целью ехать – некая уступчивость в делах», «вар, смола – клевета (перемены в делах), новости». По-видимому, какие-то моменты этих толкований снов -очень древние. Плохие сны снились князю Малу. Но особенно зловещий оттенок этим снам придаёт то, что в Древней Руси гробы изготовлялись в виде небольшой лодки -это можно видеть на миниатюрах знаменитой Радзивиллов-ской летописи. И ладьи в этих снах – чужие. Это не «моно-ксилы» – однодеревки славян, которые в особом просмали-вании не нуждались, а дощатые составные ладьи, скреплявшиеся железными ладейными заклёпками, конопатившиеся и смолившиеся, чтобы не пропустить воду в швах. Такие ладьи составляли скандинавскую, а не славянскую традицию кораблестроения. И эти корабли часто могли видеть древляне на киевской пристани в Почайне. Особенно, во время похода Игоря на греков в 944 году, когда вместе со скандинавскими наёмниками под Киевом оказались «ске-дии суть от рода варяжска».
Чужой погребальный обряд был уготован князю Малу и его сподвижникам по этим снам. Так оно и оказалось.
Итак, в Киев было отправлено второе, более представительное посольство из людей «… больших, еже землю держат их», то есть, либо бояр, либо князей отдельным племён. Летопись предполагает, что второе посольство ниче-
го не знало о судьбе первого. Но даже, если и знало, то надо учитывать, что ставка в политической игре древлянского князя была чрезвычайно велика, поскольку женившись на вдове Игоря, он становился верховным правителем всей Русской земли и подвластных ей территорий. Судьбой первого посольства он мог и пренебречь, тем более, что перед этим Ольга послала к древлянам предложение прислать лучших мужей. Однако, проще предположить, что дружина, по приказу, перекрыла все границы и никакие сведения из Киева к Малу поступить не могли в принципе. Расстояние между Ис-коростенем и Киевом 146 вёрст -155 км, есть где перекрыть. Между прочим, информированная Иоакимовская летопись это и имеет в виду: «Тогда же немедля постави Ольга крепкие заставы, чтоб древлянам никто ведомости дать не мог, а к древлянам послала людей надёжных …» с предложением прислать второе, более представительное посольство, то есть, вести дело всерьёз.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: