династии Скьёльдунгов. Судьба и удача государства тогда во многом определялась судьбой и удачей князя. Оба понятия были очень тесно связаны. Строго говоря, согласно языческим канонам, в сложившейся ситуации Игорь должен был поступить так, как это описано у Ибн-Миска-вейха и Льва Диакона. Но он это не сделал. Сложилась ситуация, которую можно назвать патовой. И для того, чтобы выйти из этой ситуации и обеспечить душе князя Игоря сколько-нибудь сносные условия существования в потустороннем мире, требовалось принять некие экстра-ордионарные действия в этом. Иначе говоря, надо было перевернуть ситуацию. И меры были приняты. Поэтому не случайно, что обряд захоронения двух древлянских посольств имеет отчётливый скандинавский акцент. Надо полагать, что во время отправления погребального обряда этих посольств, оба они имели конкретного адресата и пошли в услужение душе князя Игоря. Перед тем, как отдать приказ своим дружинникам избивать 5000 упившихся на погребальном пире древлян, княгиня Ольга повелела своим воинам «пить на них». В «Руссском языческом фольклоре» Ю.П. Миролюбова есть близкое выражение «пить по ним» – на поминках по умершим. В летописи под 1066 годом греческий котопан, подавая чашу с отравой князю Ростиславу, изрёк: «… княже, хочу на тя пити», да ещё и добавил: «смерть до дне семаго», то есть «смерть на седьмой день». Вот такая мрачная формулировка. Так что, и эти древляне были обречены на жертву, и воины Ольги пили по ним по живым, уже как по мёртвым. В результате этого избиения ещё какое-то количество людей, причастных к гибели Игоря было уничтожено. Затем сколько-то их погибло во время последующих ожесточённых боёв киевских войск с древлянским народным ополчением. Дольше всего держался город Искоростень – рядом с ним был убит Игорь, и последние из его убийц к этому времени уже хорошо знали, что с ними будет. Иоакимовская летопись
сообщает, что: «… Ольга с сыном своим устремися на Коростень град, зане те убили мужа ея, и стала с войском около града, а к другим градом послала воевод. Но древляне града Искоростеня, ведая вину свою, не смея покорится, крепко билися, ово из-за стен, ово исходя из града. Ольга же стоя всё лето, не могла взять града приступом …»
Тогда, по летописному преданию, Ольга потребовала с осаждённых небольшую дань – по три голубя и по три воробья с каждого двора – для принесения в жертву богам для излечения от глазной болезни. Те дали. Затем к каждой птице привязали серу с огнём «ввивающу ни-тию с платием». После этого «… повеле Ольга, яко смер-чеся, пустити голуби и воробии воем своим. Голуби же и воробии полетеша во гнёзда своя, овии в голубницы, во-робьеви же под застрехи; и тако возгорахуся голубницы, ово клети и вежи и одрины…» и город загорелся со всех сторон. Существует обширная литература, которая объявляет подобные сюжеты фольклорной традицией и приводит литературные параллели. Я думаю, когда всё загорелось внезапно и со всех сторон, жители Искоростеня меньше всего думали о литературных параллелях и фольклорных истоках подобного катаклизма. Ничего технически невозможного тут нет. А есть хорошее знание поведения домашнего голубя, который всегда возвращается домой, в данном случае – в голубятни. Между прочим, автор небольшой статьи Б.Г. Бравов, предполагает, что Ольга вполне могла наблюдать повадки домашнего голубя на реке Великой, где прошли её детство и юность, а затем и в Киеве. Судя по всему, птица эта была вполне обыкновенная в городах и сёлах Руси в X веке. Известно, что у язычников было принять разводить голубей при храмах. И действительно, по одному из летописных вариантов, голуби в Искоростень полетели не только в голубятни, клети, «вежи» и «одрины», но и в храмы, что добавляет ещё одну черту к картине «священной войны».
Итак, когда после длительной осады этот город, столица древлян, был взят, то судьба пленных была различной – старейшин сожгли вместе с городом, часть жителей была перебита, часть попала в рабство, других же оставили на месте – платить дань. Надо полагать, что здесь были убиты последние виновники гибели князя Игоря. Ситуация была перевёрнута, душе князя обеспечен языческий загробный комфорт, государству – условия для дальнейшего процветания, а древляне после этого предпочитали платить тяжёлую дань, но ни в коем случае не восставать. Здесь существенно и то обстоятельство, что вторая древлянская война 945 – 946 годов приходится на временной промежуток между сведениями Ибн-Мискавейха 943 – 944 годов и Льва Диакона 971 года, то есть, на время бытования живой этнографической традиции среди руссов, описанной в этих источниках – в смысле их отношения к загробному миру.
Я не знаю, кто из киевских воевод отдал приказ «Убить их всех!» – в такой или очень близкой формулировке. Был ли это воевода Асмуд или кто-то другой, но кажется, все действия киевских руссов подтверждают наличие такого приказа о поголовном уничтожении убийц князя Игоря. Убеждён только, что этот приказ отдавала не княгиня Ольга. И все другие – тоже. Рядом с ней, за ней, а иногда и вместо неё стояли опытные в таких делах воеводы её мужа, язычники, точно знающие что и как делать в следующий момент. Но распоряжения номинально отдавались от имени Ольги – так требовал ритуал. И вот, тайная христианка Ольга, великая княгиня киевская, женщина, которая потом давала милостыню и язычникам и никого не загоняла в христианство силой, молча смотрела на все эти языческие гекатомбы, в центре которых она находилась волею судьбы. Что она при этом чувствовала, пусть каждый решит сам.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: