В 30 шагах от юго-западного угла Космодамьяновской церкви, на покатости горы, находится плитяное отверстие. По-видимому, это вход в какую то подземную галерею. Местные жители говорят, что еще несколько лет тому назад тут были видны лестничные ступени. Вся эта часть Гремячей горы носит название «Волчьих Ям» – быть может, имеющее связь с этим отверстием. Весьма вероятно, что последнее есть часть тайника, устроенного в 1525 году, одновременно с Козьмодемьянскою башнею1.
Вокруг стен Пскова.
О! сохраните вы эти священные, древние стены!
Дороги Руси они! Их ничем не заменишь народу!
Здания может возвысить рука одного; но преданья
Время творит и народ: их не зиждет рука человека!
(М. Дмитриев, Московские элегии)
Прежде чем перейти на Завеличье и в ближайшие окрестности Пскова, обойдем вокруг его стен, представляющих много любопытного не только для историка, но и для всякого вдумчивого наблюдателя, умеющего «вопрошать старину». Вот что говорит о них И. И. Василев:
•Псковские стены, по записанным в летописях известиям, выдержали 26 нападений и только раз, в 1240 г., изменою Псковича Твердилы, город был взят, ворота Псковские насильно отворились для иностранцев. С окончанием Шведской войны и с присоединением Лифляндии Псковские укрепления перестали обращать на себя внимание правительства, как на укрепления, необходимые в настоящее время. Псковская крепость сама собою уничтожилась с удалением пределов Русского государства. Ничья вражеская рука не коснулась ее. Со времени Петра и более полутора веков священные стены, омытые слезами и кровью Псковичей, стоят забытыми. Никто в это время не думал в них запираться От неприятелей, и в тяжкое время 12-го года, когда Французские войска были чуть
ли не в виду Пскова, Псковичи не починяли своих стен, не думали о крепости своих костров, не утверждали на них своих пушек, а с глубоким чувством преданности своему отечеству снабжали Русское войско всем, что могли добыть из своей скудной страны. Но и в это время не забыли обратиться к той же святыне, которая воодушевляла их во время жестокой осады Стефана Батория. «Уведомляю вас, – писал граф Витгенштейн Псковскому губернатору, – с тем, чтобы вы и всем сообщили, что молитвы услышаны… разбив совершенно неприятеля под Полоцком, то самое 7-е число,1 ночью овладев штурмом сим городом и перейдя Двину, гоню его авангардами к Лепелю…»2
Ныне Псковские стены и башни находятся в самом печальном состоянии, разрушаемые беспощадным временем, которому деятельно помогает и рука человека. Конечно, главными причинами гибели Псковских укреплений надо признать непрочность местной плиты и необыкновенную длину стен, требующую для поддержания их огромных средств, каких не могут дать ни город, ни Псков. Археолог. Общество. Но не меньшими врагами являются: людская алчность, презрительное равнодушие к родной старине и, наконец, простое озорство, особенно со стороны детей и подростков.3 В результате от некоторых башен, украшавших город лет 30 тому назад теперь и следа не осталось; другие, по словам старожилов, заметно понизились и обветшали. В последнее время городское управление, по почину Псков. Археол. О-ва, издало обязательное постановление, воспрещающее порчу и разрушение городских укреплений.
17 октября 1812 г., когда Псковичи с Печерскою иконою совершали крестохожде-ние вокруг древних стен.
2 И. Василев. Древние укрепления г. Пскова. Псков. Губ. Ведом. 1868 г. № 2.
3 Любопытно отметить, что среди простого народа наблюдается более любви к своему прошлому, нежели среди так назыв. интеллигенции. У первого это чувство принимает даже форму какого-то сыновнего почтения, что выражается в его языке: «старина-матушка». Пишущему эти строки не раз приходилось видеть глубокое и искреннее негодование простых неграмотных людей против разрушителей древних памятников. Наоборот, люди вполне образованные сплошь и рядом относятся к этим священным остаткам не только с полным равнодушием, но иногда даже с какою-то непонятною враждебностью.
Так как Детинец и Довмонтова крепость были уже нами описаны во всех подробностях, то наш обход стен мы начнем от Власьевского спуска (пл. IV д 6). Теперь здесь мы видим только разрыв стены, в древности же в этом месте проходила сплошная стена, в которой были проделаны Власьевские ворота, с башнею над ними. Выше (стр. 64) мы упоминали, что вся толща земли со внутренней стороны стены – позднейшего происхождения.
Следуя далее по набережной вверх по течению Великой, мы увидим в стене двое заделанных ворот. Одни из них (но которые – сказать трудно) назывались в старину Княжьими, так как в этом месте, за стеной, стоял Княжий дом.
Плоский всход (пл. IV е 7). Здесь были ворота с деревянной башней (Бурковским костром), вместо которой была впоследствии сооружена каменная. Здесь же начиналась стена 1309 г., остатки коей видны.
Мстиславская башня (пл. IV д 8), глухая, т.е. без ворот. Происхождение этого названия неизвестно. Прежде она называлась Кислинс-кой, вероятно, по имени проходившего здесь Кислинского переулка, ныне превращенного в тупик. Так называлась она официально еще в 1868 г. С тех пор это имя перешло почему-то на Гремячью башню в Запсковье. Мстиславская башня отдана городом в пользование телефонной станции, благодаря чему башня имеет покрытие и бережется, хотя верх ее и обезображен телефонными сооружениями.
Георгиевская улица. Прежде здесь также шла сплошная стена, с проделанными в ней Георгиевскими воротами и башнею над ними. У самого берега, по левую сторону бывших ворот, против Георгиевской церкви, находится земляная насыпь – остаток батареи 1701 г., обстреливавшей правый, берег Великой.
Покровские ворота (пл. IV е 12), реставрированные в 18б0-х годах.
Покровская башня (пл. IV е 13, рис. 43), столь знаменитая в истории Пскова. 27 августа 1581 года,1 некий Дорофей, живший в Покровском монастыре, близ башни, имел чудесное видение: пред ним явилась Божия Матерь с сонмом святых и, став на городской стене, влево от баш-
ни, укоряла жителей в нечестии. Окружавшие Ее святые пали ниц пред Владычицей и со слезами молили Ее о пощаде города. Тронутая их мольбами, Пресвятая Дева обещала Свое заступление и повелела вынести на то место, где Она стояла, древнюю икону Ее из Псково-Печерского монастыря. На другой день был совершен к этому месту торжественный крестный ход, рассказ же о видении Дорофея возбудил мужество осажденных1. Выше (стр. 27-29) было рассказано об отбитии штурма 8 сентября. После этого Поляки стали вести подкопы, из коих один направлялся под Покровскую башню. Узнав об этом от лазутчиков, Псковичи стали делать «слухи» (контрмины), и настолько удачно, что все неприятельские подкопы были обнаружены и взорваны. В 1882 году в Покровской башне еще виднелись следы этих «слухов». Если расчистить башню и открыть подземную галерею, то, вероятно, обнаружатся остатки этой минной борьбы. За башней, но направленно к церкви св. Никиты, до сих пор находят обломки Русского и Польского оружия. На этом пространстве, ныне застроенном слободами, происходили постоянные стычки осаждающих с защитниками. В «Повести о прихождении короля Стефана» насчитывается всех штурмов 231; вероятно, в этот счет вошли неудачные попытки мелких отрядов. Вылазок же насчитывается 47. В1610 г., во время смуты по поводу присяги королевичу Владиславу, бояре и лучшие люди, стоявшие за царя Василия, поставили на Покровской башне пушку, чтобы стрелять по сторонникам Владислава- стрельцам, жившим в слободе, за Мирожским монастырем; но жители Полонища, бывшие за одно со стрельцами, сбили пушку с башни.
Высота башни около 7 саж., диаметр 12 саж. Прежде она имела 5 ярусов обороны, из них верхний совершенно осыпался. Внутренность ее содержится в гнуснейшем виде: это-ретирадное место… Городская Управа пробовала очищать башню, даже приделала дверь с висячим замком; но замок тотчас же был сбит, и историческая башня снова превращена в ретирадное место.
1 В народе живет предание, будто находящаяся сейчас же за Покровской башней Выползова слобода названа так от того, что во время штурма 8 сентября Матерь Божия ослепила Поляков, а те и поползли назад, как кроты.
Пред башней находится земляной полубастион Петра I. За ним идет ров, тянущийся параллельно стене к востоку. В летописи, под 1632 годом, читаем следующее известие:«… приЪхалъ сь Москвы Н1змчинъ, а велено ему рвы копати около Пскова, и ходилъ волно единъ около града со щупами и щупалъ земли возл1з ст1знъ>.
Баториев пролом и остатки Свинорской (Свинузской) башни (пл. IV е 13, рис. 44). Выше (стр. 27) было сказано, что первоначальный пролом имел 24 саж. ширины; но впоследствии Псковичи заложили большую его часть кирпичами, чем и объясняется присутствие здесь в плитяной стене кирпичной кладки. В 1866 г. снаружи еще оставалась лежавшая на земле круглая часть башни, около 8 саж. в диаметре и около 3 арш. высоты. Верхняя окружность этой глыбы имела зубцы, из чего можно заключить, что последняя была верхнею частью башни, сорванною с места как бы силою взрыва. Остальная часть Свинорской башни в 1866 г. имела 7 арш. 6 вершк. высоты и около 11 саж. длины. Время и люди совершенно уничтожили эти остатки былого, и теперь на гребне стены видно только несколько бесформенных плитяных обломков. Перед башней находится земляной полубастион Петра I, а сзади нее – земляной траверс того же времени.
Возле пролома находится памятник в честь воинов, павших 8 сент. 1581 г., называемый братскою могилою. Он сооружен в 1881 г., ко дню 300-летия славной обороны Пскова1.
В 50 саженях от пролома, с наружной стороны стены, имеется вход в подземную галерею (пл. IV ж 12), ключ от которого всегда хранится
В дополнение к этой статье, советую прочитать: