В постановлении Государственного Совета от 28 октября 1846 года было сказано: «Государственный Совет в Соединенных Департаментах Экономии и Дел Царства Польского и в Общем Собрании, рассмотрев представление Управляющего Министерством государственных имуществ о мерах к поддержанию щетинного промысла в Псковской губернии, мнением положил постановить: „Государственным крестьянам Псковской губернии Великолукского уезда Вязовской волости, а равно Опочецкого уезда Усохинской волости дозволяется производить покупку и вымен щетины в разных губерниях по одним плакатным паспортам, не принуждая их брать для сего торговые свидетельства. Товары же и вещи, которые они могут разносить с собою, определены приложенной при сей статье росписи… Роспись товарам, кои вымениваются на щетину… медные и оловянные кресты,
серьги, запонки, пуговицы, кольцы, перстни, наперстки, иглы… разных сортов, булавки, игольники деревянные, уховертки,, шпильки, гребни роговые, ленточки шелковые, недорогие, крестьянский крупный бисер, бусы, крючки медные и железные, тесьмы разного рода, шилья разные, кумач красный, синий…»»
Не от хорошей жизни пускались вязовские мужики «коробейничать». Земли в их владениях было мало, и прокормиться на ней было трудно. И потому более тысячи крестьян в середине прошлого века в осеннее и зимнее время занимались торговлей. Но в массе своей крестьяне всеми силами держались за принадлежавшие им небольшие клочки земли. Жили они, как правило, большими семьями: под одной крышей мирно существовали по три-четыре поколения. Обстановка в доме была более чем скромной. Спали обычно на полатях из строганых досок в два яруса: внизу располагались взрослые, вверху, где теплее, спали дети.
Вся жизнь в деревенском доме шла вокруг русской печки. Там в больших котлах варили еду на всю семью, выпекали круглый хлеб. На лежанке грелись старики, вокруг которых вечерами усаживались дети и слушали бесконечные рассказы о прошлом, о насущных делах и заботах. В каждом доме в красном углу висела икона, а иногда и несколько. По воскресным дням перед иконами зажигались лампады.
Большинство крестьян носило домотканую одежду. Холст для иее изготовляли вручную. Длинными зимними вечерами женщины пряли из льняной кудели иитки, а потом на самодельных ткацких станках превращали их в ткани. Прялка дарилась женихом невесте. Красочно расписанная, она была гордостью каждой девушки. С прялкой ходили на все деревенские вечеринки — посиделки.
Позволить себе зажечь вечером свечи могли только в барских усадьбах. Крестьянский дом освещала лучина. В каждом доме имелся светец — приспособление для укрепления горящей лучины, подлинное произведение искусства, часто покрытое затейливой росписью. Для того чтобы постоянно поддерживать освещение, рядом со светцом сажали вечерами мальчика, который
через 4—5 минут менял лучииу. Огарки складывались в корытце с водой. Лучина трещала, дым поднимался к потолку, постепенно наполнял избу, начинал разъедать глаза. С той далекой поры дошли до нас деревенские игры и пляски. В Вязовском, Руновском, Островском сельсоветах Новосокольнического района молодежь по сей день устраивает танцы, которые издревле называются «лентея».
Старики рассказывали, что в наших краях уважали силу и любили при случае ее показать. Задолго до революции во время ярмарок и праздников захмелевшие крестьяне «ходили стенкой» деревня на деревню. Были и другие, более мирные, забавы. Так, особую заботу каждого крестьянина составляло изготовление одежды, украшение ее. Обычно одежда у мужчин состояла из домотканой рубашки с пояском, портов да обернутых онучами лаптей. Женщины носили длинные юбки с кофтами, сарафаны, а в праздники надевали на головы цветастые платки, в косы заплетали ленты, в моде были стеклянные разноцветные бусы, вышивки нитками и бисером с жемчугом. Поверх юбок надевались яркие, нарядные сарафаны. До середины XIX века основная часть населения уезда была неграмотной. Первая школа была открыта в 1858 году в деревне Новое тщанием местного священника Синявского. За иовской в 1864 году начала работу горожанская школа. Тогда в деревнях уезда появились первые грамотные крестьянские дети. Сеть начальных, а затем и шестиклассных училищ росла особенно бурно после отмены крепостного права.
В эти годы в Псковской губернии повсеместно стало распространяться новое политическое движение — народничество. Полуграмотные, задавленные постоянной нуждой крестьяне не поддержали его, хотя именно в них видели народники основную революционную силу, пока не пробудившуюся.
Настоящий революционный подъем в стране и губернии начался в конце XIX века, когда идейно окреп и численно вырос рабочий класс. Не последнюю роль в этом сыграло шедшее с невиданным размахом строительство железных дорог.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: