вал поход на больших парусах. Дошли до того места, где сливаются две реки, именуемые Плескова Великая и Плес-кова Малая. Правила городом женщина по имени Кудо-ва. Город обнесён тыном. Во время штурма король попал в плен. Войска остались без вождя и разбежались. Проходит ещё несколько лет, и на судах, груженых разным добром, причалили к Плескову. Прибыли суда гружёные, без оружия, с дарами. Эти дары были как выкуп князя Эрика и завязка торговых отношений со Швецией. Дальше упоминается, что эти суда с товарами двинулись по малым рекам: реки Черёха, Плескова, Плюсса, Кебь, Желча …»
Если представить на минуту, что дата похода – действительно 703 год, то складывается любопытная ситуация. На территории Скандинавского полуострова мы не найдём таких государств как Швеция и Норвегия. На их месте – большое количество мелких королевств. Во главе каждого – свой король – конунг. В Швеции эти мелкие королевства разделены на два племенных объединения – собственно свей – шведы, и гауты. Если о раннем государстве свеев – да и то в начале IX века – есть хоть какие-то сведения, то для объединения гаутов – никаких. В «Саге об Ола-фе Святом» об этом периоде раздробленности упомянуто, что только на одном народном собрании, на Мулатинге, народ утопил в трясине пятерых мелких конунгов за то, что те были слишком высокомерны. Общее же количество этих мелких конунгов, видимо, вообще не поддавалось учёту. Имена известны только иногда. Найти среди них Эрика на начало VIII века почти невозможно.
В археологическом отношении VII-VIII века в Скандинавии – это эпоха Венделя, по наиболее представительному Вендельскому могильнику. Время своеобразной и яркой культуры, связанной с формированием социальной верхушки общества. Золото, серебро и хрусталь в оформлении оружия, затейливые сюжеты в орнаментике. И од-
новременно – первые попытки экспансии на южных берегах Балтики. Вендельские вещи найдены на территории Эстонии.
Однако, в легенде упомянуты формулировки «на малых парусах» и «на больших парусах», а парус появился на скандинавских судах около начала IX века, только в эпоху викингов, с чего эта эпоха, собственно, и началась. Суда обрели быстроходность, а викинги – поле для походов и боевых действий. Есть глухие сведения о каких-то нападениях шведов в IX – X веках на побережья эстонских и латышских земель. Если эта легенда и отражает какое-то реальное событие, то, скорее всего, оно имело место именно в это время, в эпоху викингов, то есть в IX – начале XI веков. Скорее, раньше, чем позже, поскольку в X – XI веках это могло уже отразиться в письменных источниках.
Известно, что в 882 г. в преклонном возрасте умер шведский конунг Эйрик. Время, когда он был «в расцвете сил», как считают, приходится на 850-860 гг., – тогда он покорил «Аустервиги» – «Восточный путь», то есть вел завоевательные войны в Восточной Европе, покорив финнов, карелов, эстов и куршей. Тогда же его войска могли появиться и под стенами Пльскова-Пскова. И всё-таки… А что, если в сообщении спресованы два события и вендельские вещи найдут когда-нибудь в Пскове?!
Что касается плавания по реке Нарове, то скала, водопад и волоки не были непреодолимыми, хотя и затрудняли водное сообщение. О них упоминает и Сигизмунд Герберштейн в начале XVI века: «Плавание из Пскова в Балтийское море было бы легко, если бы не препятство-, вали тому утёсы недалеко от Ивангорода.»
О волоках на Нарове свидетельствуют названия деревень – Немецкая Переволока и Большая Переволока.
Наконец, ещё один сюжет, связанный с водным путём, по Нарове.в ольгины времена. По старым данным
начала XX века, на мысу левого берега Наровы при её истоке из Чудского озера, как раз напротив деревни Скамья, есть интересный топоним – деревня Сыренец. На состояние середины XIX века об этом сообщается так: «Д. Сиринец лежит на левом берегу р. Нарвы, в 1/4 версты ниже её истока из озера. Самая возвышенная из находящихся здесь дюн образует отдельный, окружённый болотом холм, на котором находится кладбище. Волны озера, гонимые южным ветром, не щадят этого места успокоения, и разнося песок, из которого состоит этот холм, образовали длинный гребень, простирающийся до самой деревни, обнажив при этом гробы … Возвышенные, характеризующие северный берег Пейпуса дюны, кончаются при р. Сиренец.»
В источниках под 1500 и 1501 годами упоминается река Серица или Сиреца, по-видимому это и есть та же самая река Сиринец близ одноимённого пункта.
Сейчас трудно определить, представлял ли размытый холм с кладбищем остатки древнего городища, но топоним Сиринец (речка и деревня), возможно, соотносим с известным в одном из скандинавских географических сочинений топоним Сюрнес, который обозначал один из городов ранней Руси. Сюрнес в переводе обозначает «свиной мыс». Деревня Сиринец и описываемый холм действительно были на мысу. Где-то здесь, при истоке Наровы из Чудского озера, в раннем средневековье должен был находиться некий стратегический пункт, с которого и мог осуществляться контроль за движением из озера в реку и обратно. При этом вовсе не обязательно, что город Сюрнес мог быть именно здесь. Вполне возможно, что это мог быть и повтор, дубликат названия на одном из многих вариантов пути «из варяг в греки», проходившем в X веке по реке Нарове. А путь этот был стратегичеким – единственная водная артерия, которая связывала Псковскую землю с Балтикой. Поэтому неудивительно стремление псковичей контролировать Наррву.
На исторических картах Псковской земли XIII – XIV веков обозначено, что псковичи контролировали значительную часть течения этой реки. В письменных источниках Сыре-нец упоминается с XIV века. В 1349 году здесь была основана ливонцами каменная крепость Нейшлоссе; часть крепости сохранилась и поныне. Есть сведения, что ещё до этого Сыренец заселили выходцы из Псковской земли и что он был транзитным пунктом в торговле между Псковом и Нарвой. Здесь перегружали товары с мелких речных судов на более тяжёлые и обратно. Что же касается всего течения Наровы, то есть все основания полагать, что в X веке, во времена княгини Ольги, здесь уже проходил отлаженный водный торговый путь.
За пределами северо-западной части Псковской области, но в её границах, также есть несколько разбросанных ольгинских топонимов: три деревни Ольгино, а также деревни Ольгинское, Ольги, Волгине Связаны ли они с именем княгини Ольги – неизвестно, а специальные исследования в этих местах не проводились.
Более определённо с деятельность княгини Ольги предание связывает город Луки (Великие Луки), расположенный как известно, на основном водном транзитном пути «из варяг в греки» – на реке Ловать. Это предание довольно подробно изложил писатель А.Н. Мошин в своей брошюре «Легенды Великих Лук», изданной в 1915 году: «Святая благоверная княгиня Ольга, приняв святое крещение, стремилась просветить верой Христовой народы, которые она могла посетить. Обратив в христианство жителей Псковского края, святая Ольга посетила и Господин Великий Новгород и по Ловати прибрежные города и селения. Великие Луки святая княгиня Ольга посетила с дружиною своею и множеством сопровождавших её почётных и именитых людей Пскова и Господина Великого Новгорода.
10, 11, и 12 июля 961 г. – три дня – шатёр святой Ольги стоял в Великих Луках на том месте, где теперь Воскресенский собор, – в кремле. В её обширно и богато украшенном шатре иерей совершал ежедневно освящение воды и богослужение, а на реке Ловати в присутствии святой княгини Ольги принимали крещение великолучане.
Далеко не все крестились, и многие ещё предпочли уклониться от принятия истинной веры Христовой. Хотя сопровождала святую Ольгу дружина, испытанная в боях, однако же никого не принуждали к новой вере силою.
И святая Ольга сказала:
- Многострадальный город сей ещё не всё принял от бед мира сего. Ждут его горшие страсти, и познает он смирение и унижение дозела. Но не даст Господь окончательно погибнуть ему: будут всегда хранимы ростки, из коих новые деревья увидят жизнь. И храмы божий освятят и украсят места сии. И в отдалённых потомках вы узрите верных и славных служителей Бога и великой отчизны нашей.
… Святая княгиня Ольга оставила великолучанам воспоминание о совершённом по её молитве чуде: на глазах народа на одной яблоне плоды зарумянились и созрели, их было так много тех яблок, что хватило всему народу. И были те яблоки необыкновенно приятного сладковатого вкуса. Поныне в Великих Луках от корней той яблони существует множество яблонь одной породы; называется такая яблоня «ранетка», или же «яблоня святой Ольги».
Странная эта «яблочная» легенда напоминает о невидимых глазу садах Ольги в Волженце близ Выбут, на её исторической родине. Совпадение это, или нет? Бесспорным совпадением является календарная дата – 11 июля – традиционно отмечаемый Ольгин день. Прибавив один день перед этой датой и один – после неё, легенда обрела хронологическую привязку. Впрочем, как известно, лето – лучшее время для путешествий …
Затем легенда рассказывает, что на месте, где ныне Воскресенский собор, там, где стоял шатёр святой княгини Ольги, была немедленно по её отбытии поставлена часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии несколько раз подвергавшаяся разграблению и разорению от нашествия врагов на Великие Луки. Эта часовня опять восстанавливалась, пока не сгорела в 1682 году. Затем на этом месте был поставлен Воскресенский собор.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: