Внимательный читатель немедленно возразит: как мог император свататься к замужней княгине? Здесь может быть несколько соображений: во-первых, известно, что Роман I был человек самовластный, многие вопросы решавший силой принуждения. Был или не был в этот момент женат император Роман I – это не так существенно – хорошо известно, что византийские императоры не останавливались перед ссылкой своих жён в монастыри, тем более тогда, когда это давало какие-то политические дивиденды. В данном случае, ставка в политической игре была очень высока – контроль над Русью, или даже над частью её, давал византийцам большие перспективы. Во-вторых, как известно, Ольга – «от рода варяжского», то есть, скандинавка, а обычное скандинавское право допускало право на развод со стороны жены, о чём императору могли сообщить. В-третьих, надо учитывать чисто дипломатические обстоятельства, когда прямой отказ императору мог привести к непредсказуемым последствиям. В своей политической игре Ольга могла воспользоваться только тем обстоятельством, что византийцы очень любили крестить язычников, наряду с плохой осведомлённостью Романа I в вопросах церкви. Крестившись, она немедленно приобрела союзника в лице православной церкви, перед которой был бессилен даже император. Итак, крёстным отцом Ольге, по её просьбе, стал Роман I, а по церковным канонам, крёстный отец не может жениться на крёстной дочери. Более поздняя Кёнигсбергс-кая летопись даже вкладывает в уста Ольги довольно ехидный ответ императору: «… како хощеши мя пояти? крестил мя сам и нарёк мя дщерью, а (в) хресьянех того несь закона…» И ещё одно место летописи: после крещения и наставления патриарха не совсем понятны раздумчивые слова Ольги: «… молитвами твоим, владыко, да охранена буду оть сети неприязньны» – к кому они относились – к её языческому окружению на родине или … к
императору? Затем, обращаясь к своему крёстному отцу с отказом от его посяганий, не без иронии произносит Ольга следующие слова: «… а в христианах нет такого закона, ты сам знаешь». И уже затем, отправляясь на’Русь, она поделилась сомнениями с патриархом относительно того, что и народ её, и сын её – в язычестве. И патриарх благословил новокрещённую княгиню. Поэтому, скорее всего, «сети неприязньны» могли относиться к императору Роману.
Конечно, можно меня упрекнуть в излишнем доверии летописи, но, как знать, что было записано на тех листах, которые были весьма ветхи уже во времена летописца и которые он переписывал, включая в свой труд. Сохранилось же в Иоакимовской летописи сообщение от первого лица о крещении новгородцев, которое кое в чём сейчас подтверждается археологически …
Естественно, что возвратившись в Киев, Ольга и её окружение сделали эту историю широко известной и с акцентом на то, что Ольга «переклюкала» самого императора Византии. Кстати, в областных диалектах слово «переклюкать» дожило до XIX века и вошло в известный словарь В.И. Даля в значениях «перемочь», «перехитрить», «поставить на своём». В скандинавской среде в эпоху викингов крещение в силу выгоды не было чем-то предрассудительным с точки зрения язычества. Известно, что некоторые викинги в земле франков крестились по 12 раз ради подарков, которые им при этом вручали. Поэтому языческим окружением Ольги и Игоря такой её политический шаг мог быть воспринят совершенно спокойно. Претензии императора – другое дело, здесь речь шла о деле чести. Иной вопрос – как восприняла своё крещение сама Ольга. Мы знаем, что адальбертовское ficte относится не к её крещению, но даже если бы и относилось, то это только внешняя сторона дела. Известно, что иногда в эпоху язычества тайно крестившимся людям
приходилось долго скрывать своё христианское вероисповедание. Особенно в том случае, если они находились на вершине языческого средневекового государства. Известно, например, что современник Ольги норвежский конунг Хакон Воспитанник Адальстайна, правивший в первой половине X века, был воспитан в христианских традициях при английском дворе. Он «… был хорошим христианином, когда он приехал в Норвегию». Но, поскольку страна была сплошь языческой, ему пришлось скрывать своё христианство, участвовать в языческих церемониях и даже есть жертвенную конину. При этом, окружение очень внимательно следило за поведением короля: когда он, по привычке, перекрестил кубок, ему был учинён допрос, и конунг с трудом вышел из создавшегося положения, сказав, что сотворил знамение Тора, то есть бога, стоявшего на втором месте в скандинавской языческой системе. И пока Хакон правил в Норвегии, его очень любили подданные, поскольку в стране царил мир и годы были урожайные. Большего от правителя языческой страны и не требовалось. При этом подданные не могли не знать, что он был крещён. Во что он верил, в данном случае никого не интересовало.
Вопрос может быть сформулирован и иначе: а какое крещение приняла княгиня Ольга первоначально? Дело в том, что тогда человек мог креститься дважды: сначала шло неполное крещение, а затем уже полное. Срок между первым и вторым крещением мог занять неопределённо долгое время. Так, когда христианизатор Исландии Тангбранд в 1000 году заехал на двор некого Ацура, «Он принял неполное крещение». Приняв такое крещение, человек получал время изучить основы христианской религии, утвердиться в новой вере и только затем стать полноправным христианином. В одной из «прядей об исландцах», в пряди «О Токи» есть любопытный эпизод. Когда к конунгу Олаву Святому в начале XI века
приходит приходит старый человек по имени Токи, происходит следующий диалог: «А теперь скажи, крещёный ты человек или нет? Токи отвечает: «Я принял неполное крещение, потому что мне приходилось бывать то среди христиан, а то среди язычников, но верю я в Белого Христа. А пришёл я к вам затем, что хочу креститься …».
Это обстоятельство всегда надо иметь в виду в тех ситуациях, когда язычники переходили в христианскую веру в IX – X веках. Однако, если принять летописную версию о крещении Ольги непосредственно императором и патриархом, то можно определённо считать, что Ольга приняла полное крещение сразу.
Теперь я подхожу к тому вопросу, с которого начал этот сюжет: как всё-таки крестилась княгиня Ольга по хронике Адальберта? Учитывая всё вышеизложенное, а также то, что в 946 году император и его семейство – люди вне всякого сомнения весьма осведомлённые – принимали Ольгу как несомненную христианку со всеми вытекающими из этого очевидного факта привилегиями, надо думать, что она проявила во время этого визита необходимое знание церковных христианских норм и правил в полной мере. Поэтому можно довольно уверенно считать, что на это время Ольга считала себя христианкой, и что крестилась она при императоре Романе вполне осознанно. Однако, по-видимому, она вынуждена была скрывать свои убеждения, или, во всяком случае, не особенно их афишировать до 946 года, когда она стала единоличной правительницей Руси и могла себе позволить демонстративно включить в состав своего посольства христианского священника Григория. Поскольку известно, что она правила единовластно, отодвинув в сторону своего воинственного сына Святослава, бояться ей было больше некого и нечего. Именно с этого времени, как сообщает пролог, «… обновися рускаа земля святым крестом его ж приа Олга благовернаа ходяще всю рускую землю, дани и оурокы легкы оуставлящи, кумиры
сокрушающи яко истиннаа оученица христова даяше милостыню многу оубозей чаде аще и поганым даяше…» То есть, давала милостыню не только христианам, но и язычникам, что должно было производить сильное впечатление на всех. Конечно, идолов она могла сокрушать только в пределах своего княжеского домена, а вовсе не на племенных землях, где ещё очень сильны были языческие традиции. Естественно, что какие-то церкви могли сооружаться при Ольге и в столице Руси, в Киеве. Например, Иоаки-мовская летопись утверждает, что церковь св. Николая была построена по времени раньше княжения Святослава Игоревича. Киевский синопсис сообщает, что эта церковь была построена княгиней Ольгой.
Пролог говорит об обходе Ольгой собственно Русской земли, а таковой в годы её правления были земли вокруг Киева, а также земли «внешней» северной Руси – Псковская и Новгородская. В основном, именно к этому периоду деятельности Ольги могут относиться легендарные данные об основании ею первых церквей во Пскове и его окрестностях. Но могут быть исключения, и об этом – ниже.
А вот вопрос о том, что же в действительности помешало князю Игорю в 921 году сходить походом на греков, я пока что оставляю открытым, поскольку его рассмотрение увело бы слишком далеко в сторону от основного сюжета. Да, Игорь был «упрежден», о чём я писал выше. Но Святослава, как известно, подобные мелочи не останавливали. Наоборот, он гордо предупреждал своих врагов перед походом: «Иду на вы!» Замечу здесь только, что когда в 922 году константинопольский патриарх Николай Мистик угрожал болгарскому царю Симеону нашествием руссов (а также венгров, печенегов, алан и других «скифских племён»), если болгары не прекратят военное давление на Византию, угроза эта не была осуществлена. И вовсе не потому, что руссы были связаны с болгарами узами дружбы, общностью культуры и совместными военными дей-
В дополнение к этой статье, советую прочитать: