ствиями против византийцев, как пишет историк ранней дипломатии А.Н. Сахаров, а потому, что занимались какими-то собственными неотложными делами, – повидимо-му, теми что помешали им сходить на Византию в 921 году. Между прочим, это сообщение допускает и то, что конфликт 921 года мог быть к 922 году урегулирован мирным дипломатическим путём, иначе угроза патриарха была бы беспочвенной. А то, что она могла быть вполне реальной, доказывает позднейший поход Святослава, когда руссы на византийские деньги опустошили и завоевали земли восточного Болгарского царства. Кстати, известна и цена. Зарыть глаза на мнимую общность происхождения (см. главу 1) и прочие моральные факторы, Руси Святослава помогли 15 кентинариев византийского золота. Один кенти-нарий равен 100 либр золота. Одна либра (фунт) равна 327,45 граммов. Получается около 50 кг – сумма немалая и по нынешним временам. А для X века – и тем более. Русь Игоря в случае осуществления угроз патриарха болгарам, могла получить столько же. Не получила …
Теперь обратимся к вопросу: каким образом истинная дата крещения Ольги может иметь отношение к древностям Псковской земли? Скорее всего, здесь едва ли можно ожидать сколько-нибудь выразительные церковные древности ранее похода Ольги на север в 947 году. Но, опять же, могут быть исключения.
Так называемые крестики «скандинавского типа», кто-рые производились (есть находка литейной формочки) и носились во Пскове, датируются широко – в пределах конца X – XII веков. Большой крест с изображением распятия из раскопок СВ. Белецкого в Кремле датируется концом X – началом XI веков. Это уже время князя Владимира. Если летописная Будутина весь действительно была в районе современной деревни Будник, что весьма вероятно, тогда в ближней округе этого пункта могут быть найдены остатки ранней церкви X века (до 969 года). При этом, она едва ли
могла быть каменной -как и большинство ранних храмов на севере Европы, это была деревянная церковь относительно скромных размеров. Таким же, видимо, был и первый Троицкий собор и, возможно, первая Вла-сьевская церковь.
Есть ещё один предмет, который может иметь отношение к рассматриваемой теме – это медная монета императора Византии Романа I, найденная в г. Пскове в 1956 году на склоне осыпи под крепостной стеной Крома, обращенной к реке Пскове, то есть неподалёку от того места, где отмечен топоним Ольгин Дворец. Существенны два обстоятельства: во-первых, дата чеканки монеты – 919 – 921 годы, а во-вторых то, что эта медная монета во Пльскове начала X века почти ничего не стоила, разве что стоимость металла – и всё. Но ведь кто-то и зачем-то привёз её сюда. Начало X века – это время обращения в Восточной Европе арабской серебряной монеты – диргема. В отдельных кладах вес этих монет исчислялся пудами. При небольших расчётах монету резали на части – такая часть называлась резана. Монетной меди в обращении не было. Нельзя исключать того, что данную монету (Илл. 22) мог привезти из Царьграда кто-то из окружения Ольги. Может быть, она сама держала её в руках. Вычисляемая мной дата первой поездки Ольги в Царьград при императоре Романе I – 920 год – ложится точно посередине диапазона чеканки этой монеты, причём того самого императора, при котором она, по Адальберту, и крестилась.
О.М. Рапов обратил внимание на ещё один источник, упоминающий о дате крещения княгини Ольги, имеющий самое прямое отношение к моему исчислению этой даты. Иаков Мних, живший во второй половине – конце
XI века, писал: «По святем крещении си блаженая княгини Олга живе лет 15 и угодив богу добрыми делы своими, и успе месяца июля в 11 день в лето 6477…»
Поскольку дата смерти Ольги 969 год, то по этой датировке она крестилась в 954/955 годах. Вместе с тем, доказано, что уже в 946 году она была христианкой. Историк заподозрил ошибку в дате. В древнерусской системе счисления число 15 писалось (I. Рапов, сдвинув летописную датировку, предложил считать датой крещения Ольги 944 год, последний год правления Романа I. Тогда получается вместо 15 лет 25 – по-древнерусски К(. Однако, 944 год неприемлем в силу того, что только 946 и 957 годы соответствуют по месяцам и числам описываемой Константином VII поездке Ольги и её приёму во дворце. В силу всего вышеизложенного, может быть предложен другой вариант: не 15 и не 25 лет, а 50, по-древнерусски Н, что с точки зрения палеографии выглядит предпочтительнее. Известны почерки, где древнерусская буква Н писалась не с прямыми, а с дугообразно изогнутыми в левую сторону вертикальными палочками. В случае небольшого разрыва горизонтальной черты справа, такоеЦ. легко превращается в ((, то есть, 50 в 15. При этом один год (969 – 50) лежит в пределах допустимой погрешности.
Есть и ещё одна странная, но заставляющая задуматься аналогия: современные художники, изображая княгиню Ольгу, рисуют её совсем молодой, с крестом в руке, или без него, на приёме у императора, или отдельно, но всегда в ситуации, связанной так или иначе с её крещением. То ли они следуют летописи, которая утверждает, что император, при котором она крестилась, видел её молодой и красивой, то ли прислушиваются к голосу собственной обострённой художественной интуиции… А как Вы думаете, читатель?
Стоит обратить внимание также на то, какое имя получила княгиня Ольга по крещении – Елена. Считается,, что оно было дано по матери императора Константина
Великого Святой Елене. Однако, вопрос лежит глубже. По-гречески имя Ольги пишется как «ЕХусх, а Елена как ‘EXevf, то есть, две первые буквы совпадают. В латиноя-зычном варианте’это Helga и латинское Helena или французское Helene. А это значит, что помимо всего прочего, начало нового имени звучало похоже на старое.
Завершая сюжет о времени и обстоятельствах крещения княгини Ольги, приведу интересное сообщение В.Н. Татищева. Известный историк, опираясь на некую летопись Симона Епископа, полученную им от Волынского, говорит, что «Ольга хотела, но не могла креститься в Киеве, боясь народа, и для того, по данному ей от Христиан совету, отправилась в Константинополь». А вот другой не менее известный историк Н.М. Карамзин возражая Татищеву, писал, что упомянутый епископ никогда не был летописцем, а, кроме того, в Киеве к христианам относились терпимо, и бояться княгине было нечего. Но, во-первых, у Татищева, как известно, были свои источники, до нас не дошедшие, а во-вторых, официальное крещение верховной княгини в сплошь языческой стране могло иметь непредсказуемые последствия. Несомненно, что это обстоятельство было прекрасно известно и самой Ольге.
Мы знаем, что вопрос о времени крещения княгини Ольги вызывал споры и давал поводы к разночтениям уже в довольно ранних источниках. Если современный событиям Адальберт говорит о времени императора Романа (Романа I), то в XI веке в хронике Зонары встречаем уже: «Ольга, супруга Князя Российского, который ходил со флотом против Греков, по смерти мужа была в Константинополе, крестилась там, оказала великое усердие в Вере истинной и с честию возвратилась в отечество».
Но на современном уровне исторической науки, мы знаем, что в 946 году она уже была христианкой … И современники её тоже об этом знали.
Есть и другие, иногда довольно забавные разночте-
ния. Провинциальный арабский летописец начала XI века, далёкий от столицы Византии Яхья Антиохийский, сообщает, что княгиня обращалась к императору с просьбой прислать священников на Русь, и что из Царьграда был послан епископ, который, как будто, и крестил княгиню и каких-то других людей. Сам Яхья писал, что нашёл эти сведения в книгах русов – утверждение само пор себе любопытное. Тем не менее, крещение Ольги в Киеве, как я уже отмечал, представляется маловероятным – слишком много риска – крестить правительницу языческого государства в столице этого государства. Обычно и русские князья, например, Аскольд и его люди, и венгерские правители старались креститься и крестились в Константинополе. Это резко повышало их престиж в глазах тогдашнего христианского мира. Вряд ли Ольга, с её прагматическим умом, была исключением из этого правила.
В одном проложном житии Ольги сказано: «… при-имши крест у Пресвитера, иде в свою землю, и той крест и доныне стоит во Святей Софии (Киевской соборной церкви) в олтаре, на десней стране, имеяй письмена сице: об-новися Российская земля святым крещением, его же прият Ольга Благоверная Княгиня».
В другом прологе XIII или начала XIV века то же изложено близко, но несколько иначе: «… сподоби се святого крещения от патриарха и приемши от него крест приде в свою землю иже ныне стоить в Киеве в святей Софии в олтари на десной стране имее писмена обновися в роушьстеи земли крест от олгы благоверные кнегине матере Святославля.»
А вот осторожный Карамзин, который доверял только тому, что можно пощупать и попробовать на зуб, добавляет: «Сего креста нет, и никто не слыхивал об нём в Киеве». А меж тем, «доныне» означает, что крест стоял ещё до грандиозного разгрома Киева Батыем в 1240 году – к этому времени и восходит проложное описание. И хранился этот крест как христианская святыня не где-нибудь, а в центральном храме города. Псковичи, как известно, свой
Ольгин Крест сумели сохранить до пожара 1609 года в Троицком соборе – тоже в центральном храме города. При этом, не так существенно, был ли он первоначальным, хотя сами псковичи считали, что да, был. Здесь важна традиция.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: