Крещение Ольги по летописи – 955 год. – 957 год. – Современная дата: до 946 года. – Западные источники. -Крещение при Романе I около 920 года. – Косвенные доказательства. – Как крестилась княгиня Ольга. – Несостоявшийся поход Руси 921 года. -Дата крещения Ольги и дата основания Пскова. – Время крещения Ольги по Иакову Мниху. – Другие известия. – Гробница Ольги в Киеве – святые чудотворные мощи. – Портрет Ольги на фреске Софии Киевской начала XI века.
Вопросы, связанные со временем и обстоятельствами крещения княгини Ольги всегда вызывали большой интерес. У истоков этого круга проблем стоял летописец,
который датировал поездку княгини Ольги в Константинополь 955 годом и сообщил о том, что именно во время этой поездки Ольга приняла христианство и при этом «переклюкала», то есть, переумничала византийского императора, который предложил ей выйти за него замуж. По летописцу выходило так, что княгиня Ольга, чтобы избавиться от императорских претензий, собственно, и крестилась, избрав при этом крёстным отцом самого императора, который на это согласился. После момента крещения Ольга заявила, что по христианским канонам крёстный отец не может жениться на крёстной дочери, так что сам император признал, что Ольга его перехитрила. И это летописное сообщение так бы и осталось красивой легендой, если бы в дальнейшем известным историком -византиевистом Г.Г. Литавриным не было доказано, что описанное византийским императором Константином Багрянородным и хорошо известное в науке посещение Ольгой Константинополя относится не к 957 году, как считали ранее, а к сентябрю – октябрю 946 года. При этом замечено, что во время посещения императорского дворца она побывала во внутренних покоях императрицы Елены, куда язычников ни под каким предлогом пустить не могли. Кроме того, в свите Ольги был священник Григорий, который, вопреки тому, как предполагали ранее, переводчиком не был, а исполнял свои прямые функции священника. В свите Ольги и без того были три переводчика. Поэтому О.М. Рапов, историк, приводящий вышеописанные соображения, совершенно справедливо считает, что присутствие в посольстве Ольги христианского священнослужителя – это верный признак того, что она уже приняла христианство. Кстати, и Константин Багрянородный никак не отметил крещение Ольги в годы его правления. А византийцы, как известно, не упускали случая подробно описывать события такого рода. Так вот, в связи с этим вновь возникает вопрос: а когда же крес-
тилась княгиня Ольга? Часть ответа на этот вопрос содержится в немецкой хронике Продолжателя Регинона, составителем которой, как было доказано, являлся Адальберт, современник Ольги, бывший также в 961 – 962 годах русским епископом, посланным в Киевскую Русь немецким королём Оттоном I. Следовательно, этот человек, как никто другой, хорошо знал и время, и обстоятельства принятия Ольгой христианства. Однако, этой хронике в русском переводе не повезло. Вот этот перевод: 959 г. «Пришли к королю (Оттону I), – как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы ругов (русов), которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили для сего народа епископа и священников».
А вот сам латинский текст хроники, чтобы любой желающий мог меня проверить: «Legati Helenae, reginae Rugorum, quae sub Romano Imperatore Constantinopoli-tano baptizata est, ficte, it post claruit, ad regem venientes, episcopum et presbyteros eidem genti petebant».
… и его дословный перевод: «Послы Елены, королевы ругов, которая при Романе Императоре Константинопольском в Константинополе крещена, фиктивно, как потом выяснилось, пришли к королю и просили епископов и священников для сего народа».
При этом слово ficte имеет несколько близких значений: «притворно», «для вида», «фиктивно». Для данного текста подходит любое из них. Смысл же сообщения можно понять двояко: либо послы пришли притворно (имея в виду в дальнейшем неудачу церковной миссии Адальберта в Киевскую землю), либо Ольга при императоре Романе крестилась притворно, для вида. Вспомним, что по летописи, это было сделано под давлением обстоятельств.
Необходимые подробности имеются под 960 годом в «Хильдесхаймских анналах», отражающих другую, так
называемую херсфельдскую традицию хроник: «К королю Оттону явились послы от народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины; они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всём солгали».
То есть слово ficte относится не крещению Ольги, в искренности которого источник не сомневается, а к намерениям русских послов в Германии.
Византийский хронист Скилица также оставил короткий рассказ о крещении Ольги: «И жена некогда отправившегося в плавание против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, приплыла в Константинополь. Крещёная в истинной вере оказавшая предпочтение, она после предпочтения (этого) высокой чести удостоенная, вернулась домой».
Из текста не явствует, что Ольга крестилась в царствование Константина Багрянородного, когда она прибыла в Константинополь после смерти Игоря в 945 году. Это могло произойти и ранее, при императоре Романе 1, как сообщает Адальберт, то есть, ещё до истечения срока правления этого императора в 944 году, а следовательно, ещё и до гибели своего мужа в древлянской земле. Император Роман 1 правил с 919 по 944 год, следовательно, это событие могло произойти в любой из годов его правления. При этом, если верить летописной дате рождения Ольги в 893 году, в 944 году ей могло быть около 51 года. Для средневековья это довольно большой возраст – ближе к старости. Между тем, по летописи, император, при котором она крестилась, «… видевъ ю добру сущю лицем и смыслену», то есть «… видел её красивую лицом и разумную», что мало соответствует ситуации последних лет императора Романа. Другое дело, если это происходило в начале его правления, где-
нибудь около 920 года, когда Ольге было около 27 лет. Но тогда придётся предположить, что Ольга ездила в Константинополь не два, а три раза и, в полном соответствии с информацией осведомлённого Адальберта, приняла крещение в первую из своих поездок. Либо поездок было только две -одна до 944 года, а другая – в 946 году.
Мне могут возразить, что едва ли княгиня одна, без князя, могла отправиться в такое путешествие в Константинополь около 920 года. На это я отвечу, что такого рода путешествия дамы дома Рюриковичей, если дело касалось государственных интересов, предпринимали и потом. В нескольких списках летописей довольно обыденно сообщается под 1089 годом: «В се лето иде Янька в грекы дщи Всеволожа, реченая преже, и приведе Янка митрополита Иоана скопчину…».
Так что, когда надо было, тогда и ездили, никого не спрашивали.
Что касается хронологии, то думаю, что нет необходимости вслед за О.М. Раповым пытаться «ужать» события русской истории, относя поход Игоря на древлян к 943/944 годам, для того только, чтобы отнести поездку Ольги к последнему году правления Романа I. Тем более, что её визит в Константинополь 946 года передатировке не подлежит. Здесь надо принимать во внимание как кос* венные свидетельства, так и соображения, приведённые мной выше.
Попытаемся внимательнее рассмотреть летописные свидетельства в начальные годы правления Романа I. В 920 году летопись сообщает: «Игорь воеваша на печенеги». Это известие есть в нескольких летописных списках сразу после сообщения о воцарении императора Романа. Конечно, это могла быть очередная война Руси с печенегами. Но в то же время, следует учитывать то обстоятельство, что в 989 году князь Владимир ходил к днепровским порогам встечать византийскую принцессу Анну. На
порогах на путешественников обычно нападали печенеги. Существенно, что Владимир ходил туда с войском лично. Если княгиня Ольга действительно ездила в Царь-град при жизни Игоря, то её проводы и встреча на порогах должны были иметь место. Известная скандинавист-ка Е.А. Рыдзевская приводит существенную для моего рассказа интересную аналогию: «Вспомним также белорусское сказание о царевиче Игре Игрывиче, добывающем себе невесту из Царьграда, «царь – девку». Это, очевидно, смутные воспоминания об Игоре и отражение неясного представления о какой-то связи и его, и Ольги с Царьградом». Что касается летописи, то вплоть до 941 года, то есть до похода Игоря на греков, сообщений о войнах с печенегами в ней больше нет. А вот под следующим, 921 годом, в нескольких летописных списках имеется следующее сообщение: «Игорь [и Олга] пристрой вой многи [и Варягы, и Поляне, и Словене, и Кривичи], и корабли бесчисленни». Это несколько неожиданное и неопределённое известие поясняет Иоакимовская летопись: «Игорь приуготовя войско многое и корабли, хотяше идти на греки, но упрежден был».
Иначе говоря, что-то помешало и поход не состоялся. По-видимому, византийцы узнали о походе и успели подготовиться к обороне, после чего идти в поход, утратив фактор внезапности, уже не имело смысла. А то, что поход готовился очень серьёзный, явствует из списка его участников – это крупнейшие славянские племена, размещённые по пути «из Варяг в Греки» и варяги – скандинавские наёмники, которые привлекались только для крупных походов на Византию. Таким образом, в 921 году у Руси был casus bellum – предлог для войны с греками, и предлог этот был очень серьёзный. Если спроецировать первую поездку Ольги в Константинополь на 920 год, то сватовство императора к замужней княгине Ольге вполне могло быть таким предлогом.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: