Я не случайно перечислил выше высказывания псковских историков и краеведов о Буднике. Они убедительно показывают, что до первой мировой войны сведения о связи княгини Ольги и князя Владимира с Будни-ком и отждествление Будника с летописной весью Буду-тиной были не только широко известны, но, более того, в псковской литературе существовала определённая традиция, которая долгое время не прерывалась.
Известно также, что в Буднике летом 1909 года побывал председатель Всероссийского общества святой Ольги, член Государственной думы СВ. Войеков. Он ос-мотел камень, рядом с которым, по преданию, родился князь Владимир, и опросил местных жителей. Камень считался святым и высокий визитёр предполагал соорудить здесь часовню. Местные крестьяне даже вызвались бесплатно помогать, но проект так и не был осуществлён…
Ко всему изложенному выше, немногое добавляют сведения 1913 года, когда Псковское археологическое общество рассылало анкеты в процессе подготовки к XVI Археологическому Съезду, который должен был состояться во Пскове. В одной из этих анкет содержалась информация и о Буднике: «На полях селения Будника Си-доровской волости Псков. Уезда человеческих’ костей много. При копании подвалов, вспахивании земли и т.п. находили кости.» Какого времени были эти погребения -неясно.
Прошло 80 лет. В 1994 году место расположения камня у деревни Будник посетил корреспондент газеты «Новости Пскова» О. В. Константинов, которому местная жительница рассказала, «… что лет тридцать назад, когда она ещё была активной колхозницей, вдоль берега Черёхи были поля. Росло здесь всё хорошо. Камень был на свободе. Его аккуратно объезжали даже пахари на
тракторах. Все знали – камень святой. С опустением, вымиранием Будника забывалась и легенда. Забывалась, но всё-таки жила … О том, что ему поклонялись не язычники, свидетельствует очертание креста, высеченного кем-то и когда-то на поверхности камня. Вертикальная линия с двумя перекладинами – прямой и косой, слева от основания креста, если внимательно вглядеться, углубление, напоминающее человеческую ступню. Хотя всё уже окончательно подразрушилось.
- Это и есть след Божьей Матери, – утвердительно и убеждённо сказала Мария Алексеевна.» По воспоминаниям, святой считалась и вся деревня.
В ноябре 1994 года камень был осмотрен мною. Это небольшой гранитный валун, верх которого обожжён. Прослеживается изображение креста и углубление, напоминающее след ноги. Из-за сильной обожжённости гранит камня крошится. В 2 – 3 метрах за камнем, если смотреть со стороны деревни, начинается обрыв берега реки Черёхи. Река в этом месте заметно подмывает берег. Камень расположен в зарослях кустарника и мелких лиственных деревьев. Сейчас небольшая площадка перед камнем расчищена от растительности и рядом с ним установлен памятный крест. Это типичный камень-следо-вик, к которому полностью применима та общая характеристика камней-следовиков, которая дана выше при описании ольгиных камней Выбут.
В 1995 году прибрежная полоса в районе камня была тщательно обследована. Следы древнего селища здесь обнаружены не были. Однако, в сером рыхлом слое старой распашки найдены многочисленные железистые конкреции – «бобовицы» – самородная болотная или луговая железная руда и отдельные железные шлаки – свидетельство добычи и обработки здесь железной руды. Но, самое важное, встречены мелкие фрагменты керамики, среди которых есть один фрагмент лепной и один – раннекруговой с
волнистым орнаментом – X века. Таким образом, можно отметить, что это место входило в зону древнего освоения приблизительно около середины и во второй половине X века, то есть, во времена Ольги и Владимира.
Относительно локализации летописного пункта «весь Будутина» необходимо сделать несколько замечаний. Его привязка к окрестностям Киева основывалась на том, что деревня была завещана княгиней Ольгой «святой Богородице». Однако, по имеющимся данным, церкви Святой Богородицы, а, иначе Десятинной церкви, ко времени Ольги в Киеве ещё не было. Эта церковь, как известно, была основана только князем Владимиром. Ничего более близкого по времени здесь не известно. Поэтому, где именно в пределах обширного Киевского государства находилась эта церковь – неясно. По-видимому, именно эти соображения заставили украинских составителей «Этимологического словаря летописных географических названий Южной Руси» не включать Будутину весь в состав этого капитального издания. Иначе говоря, даже с формальной точки зрения, нет никакой гарантии, что этот пункт находился в районе Киева и вообще где-либо в южнорусских землях. Таким образом, локализация церкви Святой Богородицы в летописи столь же плавающая, как и летописной Будутиной веси. Немаловажны и косвенные обстоятельства. Наверняка разгневанная (!!!) княгиня Ольга отослала провинившуюся Малу-шу с глаз подальше, в порядочную глушь, а вовсе не в ближние окрестности Киева.
Во Пскове краеведческая традиция связывает с именем княгини> Ольги основание первой церкви на месте Троицкого собора, а также постройку первой Власьевс-кой церкви. Теоретически возможно, что в окрестностях Пскова могли быть какие-то ранние церкви, сведения о которых не дошли до нас даже в преданиях. Так, церковь Рождества Богородицы на Снетной горе построена в 1310
- 11 годах, а сам монастырь на этом месте упоминается уже в 1299 году. На месте церкви XIV века была более ранняя. Насколько – неизвестно. Неясно также , как называлась первая выбутская деревянная церковь, которая, по преданиям, также была основана Ольгой. Церковная археология этого периода на северо-западе России – дело будущего. Впрочем, здесь немаловажен и тот факт, что Будник вместе с деревней Плаксино (см. ниже) составляет восточную окраину довольно плотного скопления оль-гинской топонимики и сопутствующих ей преданий о св. княгине Ольге, то есть зоны устойчивой фольклорной традиции, восходящей к летописному времени. Так что, не исключено, что в конце концов, церковь Богородицы 969 года придётся привязывать к «веси Будутиной», а не наоборот.
В отношении месторасположения этой церкви некоторый интерес представляет предание об ольгиных монастыре и церкви в селе Покровское. Судя по названию села, здесь могла стоять церковь во имя Покрова Богородицы. Устные предания о том, что здесь были церковь и монастырь, построенные Ольгой, были записаны Н.К. Богушевским. Он же упоминает, что в реке находили каменные кресты. А такие кресты в псковско-изборском регионе изготовлялись с XIV по XVI-XVII вв. Следовательно, где-то в это же или близкое время был размыт и тот участок берега, где находилась церковь, конечно, не та, что была построена во времена Ольги, а более поздняя, но с тем же названием. По данным летописей, всяческих половодий и наводнений на Великой в это время было очень много.
Наконец, несколько замечаний относительно этимологии современного названия деревни – Будник. По изданным ныне словарям русского языка XI – XVII веков, слово «будник» обозначает крестьянина, приписанного к будному стану, майдану или к поташному, или смоло-
нужному заводу и занимающегося приготовлением золы. Однако, это обозначение встречается только в исторических источниках XVII – XVIII веков. В Псковском областном словаре слово «будник» обозначает сарафан, который носили по будням, то есть, будничную одежду. Не исключено, что где-нибудь в XVII или XVIII веках непонятное название типа Будутино или Будятино могло замениться на всем понятное тогда слово Будник. Само же древнерусское наименование веси – Будутино или Будятино – притяжательное от личного имени типа Будимир, сокращённо – Будята.
Если же собрать все варианты названия этой деревни, и принять отождествление её с летописной весью Бу-дутина – Будятина, то можно построить следующую цепочку:
Будутина весь >.
. Будятин – Будятник – Буденик – Будник Будетино село ‘
Итак, для локализации летописного названия «Будутина весь» или «Будутино село» в Буднике есть некоторые основания, тем более, что легендарная родина княгини Ольги в районе Выбут, то есть, совсем недалеко от Будника, соотносится с многочисленной топонимикой и микротопонимикой в зоне освоения не позднее первой половины X века, что явствует из результатов археологических исследований: Кроме того, современные историки всё более склоняются к мнению, что на севере Восточной Европы в районе Пскова и его окрестностей у княгини Ольги были собственные земельные владения, своего рода ранний феодальный домен, и она самостоятельно распоряжалась в пределах этого домена. В этом случае, понятно, что и ключницу Малушу она сослала именно в эти свои владения, под бдительный надзор.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: