Деятельность Ордина-Нащокина в качестве руководителя Малороссийского приказа, ведавшего делами Украины, не была успешной. Она совпала с развертыванием второй крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина в России и с острой политической и классовой борьбой на Украине.
У Ордина-Нащокина, поборника самодержавия, помещика и дворянина, бурлящее Запорожье не вызывало симпатий, так же как и донское казачество, а отряды украинских казаков были для него не менее страшны, чем восставшие крестьяне-разинцы.
В условиях падения авторитета церкви и развития раскола Ордин-Нащокин выдвинул тезис: «вера — глава». Он предлагал православному духовенству Украины перейти из верховного ведения Константинопольского патриарха в ведение Московского.
Киевский митрополит Тукальский и архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель не спешили оформлять подчинение украинского духовенства Московскому патриарху, тем более что Ордин-Нащокин мыслил его осуществление в рамках русско-польского союза.
Весной 1669 года Ордин-Нащокин выехал в Мигновичи на очередные посольские съезды. Поскольку польские представители задержались из-за выборов короля, Ордину-Нащокину было предписано вернутьсй в Москву, чтобы, согласовать с царем вопросы, связанные с украинскими делами. В ответ на это требование Ордин-Нащокин разразился жалобами и просьбами об отставке: «Не знаю, зачем я из посольского стана к Москве поволокусь… Послов ли мне дожидаться или на время в Москву ехать, или впрямь быть отставлену от посольских дел?»
Царя стали раздражать постоянные жалобы Ордина-Нащокина на непризнание его заслуг, слишком независимые действия и самостоятельные решения посла. Царю не понравилось также, что Ордин-Нащокин показал польским послам некоторые документы (грамоту шведов и письма И. Гизеля), сам]&нольно договаривался о заключении мира с Крымом и задержал польского гонца, направлявшегося в Москву. Царь был недоволен заявлением дипломата о преждевременности воссоединения Украины и тем, что он не ладит с шведскими комиссарами и защищает начальника почт Леонтия Мареелиса от нападок приказных людей.
По всем этим обвинениям Ордин-Нащокнн вынужден был дать обстоятельные пИсьмециые объяснения. Было ясно, что его независимая и упрямая позиция не вызывает сочувствия царя и его окружения.
В сентябре в Мигновичи прибыли польские послы Ян Гнинский, Николай Тихановецкий и Павел Бростовский. Переговоры в Мигаови-чах проходили в обстановке дальнейшего наступления Турции на Украину. Польша, потрясаемая внутренними смутами, была не в состоянии защитить ее от султана.
Дорошенко призвал татарские полчища на Украину и стал захватывать земли Левобережья, подвластные России. И, хотя ъ этом случае поляки обязаны были помочь России, они отказались выполнить Московское постановление 1667 года. Это дало Ордину-Нащокиву аргументы для того, чтобы оттягивать передачу Киева.
Во время переговоров по предложению Ор дина-Нащокина было направлено русско-польское обращение к украинцам, в котором их представители были приглашены в Киев для совместных переговоров с Россией, Польшей, Турцией и Крымом. Совместное русско-польское заявление вызвало отрицательную реакцию на Украине. Украинцы были недовольны переговорами России с Речью Посполитой за их спиной. Об этом сообщил в Москву украинский деятель Лазарь Баранович. К тому жеОр-дин-Нащокин обещал Польше прислать отряды калмыков для подавления движения казаков, о чем стало известно на Украине. Начали распространяться слухи, что на Украину идет сам глава Посольского приказа с войсками.
Недовольство на Украине русско-польскими переговорами о союзе, горячим сторонником
которого был Ордин-Нащокин, и брожение, вызванное совместным обращением, привели к тому, что Ордин-Нащокин был отстранен от руководства Малороссийским приказом и заменен новым любимцем царя — Артамоном Сергеевичем Матвеевым.
10 декабря начальник московских стрельцов Ю. Лутохин прибыл на посольский съезд и предъявил Ордину-Нащокину ультиматум царя: не вести переговоров и вечном мире до приезда послов в Москву; не затевать съездов в Киеве и не посылать калмыков; не приглашать самовольно крымских и турецких послов на совещание в Киев; об украинских делах вести переговоры с гетманами обеих частей Украины. Вопросы о принятии в русское подданство Дорошенко и о позиции крымского хана Аталыка оставались открытыми.
Ордин-Нащокин поторопился добиться от поляков отсрочки в передаче Киева. Это позволило ему утверждать, что «Киев с Украиной укреплены к Московскому государству вечно». 19 марта 1670 года он возвратился в Москву.
Несмотря на серьезные тактические просчеты, Ордин-Нащокин еще продолжал возглавлять Посольский приказ. В августе 1670 года он принимал польского гонца Иеронима Комара, который просил военной помощи на Правобережье и извещал о скором прибытии польских послов. На это ему ответили, что «обоим великим государям шатостных (гмятеж^ иых. — И. Г. к Е. Ч.) казаков лучше привесть
в послушание милостиво, а не жесточью». В апреле 1670 года усилиями Ордина-На-щокивд был заключен договор России с крцмским ханом. По этому договору татары обязались прекратить грабительские набеги, возвратить пленных, в том числе бывшего уже десять лет в плену боярина В. Б. Шереметева, участвовать в комиссии для выработки «вечного мира». Со своей стороны Россия внесла хану за 3 года поминки, преподнесла подарки придворным, намеревалась послать в Крым своих представителей, а также няладить регулярное торговое общение.
Польский король на словах высоко оценил это «крымское умирение», так как тем самым устранялась необходимость вооруженного вмешательства России в дела Правобережья. Но ОрдиИ’Нащокин продолжал упорно стремиться к осуществлению русско-польского союза, для того чтобы противостоять агрессии Швеции и Турции. Когда в феврале 1671 года польский гонец А. Чихровский объявил о выезде в Москву посольства во главе с Яном Лнинским, ер стороны России в Варшаву должен был выехать Ордин-Нащокин.
В своем последнем докладе царю начальник Посольского приказа снова упрямо повторял доводы в пользу заключения русско-павьского союза: о необходимости подчинить прйиославиое духовенство Московскому пат-рвлрху, О переговорах с султаном и Габсбург-смод империей, о съезде заинтересованных держав на Украине и возможном возвращении
полякам Кивва, чтобы «успокоение междо народы разорвано не было».
Этот доклад решил дальнейшую судьбу Ор-дина-Нащокина: 22 марта 1671 года он был лишен титула «оберегателя», оставшись только «ближним боярином и наместником Шацким».
В этом же месяце указ о его поездке- в Польшу был отменен; ему предписывалось выехать в Смоленск, но вскоре под предлогом болезни он был заменен боярином -В. С. Волынским.
2 декабря 1671 года, когда польские Послы во главе с Храповицким въезжали в столицу, царь принял отставку Ордина-Нащокина в присутствии всех придворных и, как говорится в государственных документах, «от всее мирские суеты освободил явно». Начальником’ Посольского приказа был назначен А. С. Матвеев.
Закончив свои дела в Москве, Ордин-На-щокин в начале 1672 года уехал в родной Псков. 16 января он прибыл в Крыпецкий монастырь, где 21 февраля игумен Тарасий постриг его в монахи лод именем инока Антония. Черная одежда послушника покрыла горячее сердце дипломата, но не могла отгородить от мирских дел его беспокойный ум.
А. С. Матвеев в качестве руководителя Посольского и Малороссийского приказов продолжал линию Ордина-Нащокина на сближение с Польшей. Он был лишь более гибок и уступчив в отношении придворных’кругов,’
лучше знал настроения на Украине, ее чуткую настороженность после половинчатого успеха Андрусовского договора.
Когда со смертью царя Алексея Михайловича в 1676 году звезда Матвеева закатилась и он отправился в ссылку в Пустозерск, инок Антоний, казалось, всецело занятый устройством церкви и богодельни в Пскове, неожиданно вновь дал о себе знать в Москве. В 1676— 1678 годах он составил челобитную и две автобиографические записки и направил их царю Федору. В его келье в монастыре Иоанна Богослова хранились посольские книги, царские грамоты, личный архив. Это позволило ему составить документы, насыщенные цитатами из грамот, ссылками на материалы посольских съездов и т. д. Его обращения к царю, а также автобиографические записки — «Извещение истинное» и «Ведомство желательным людям» написаны умудренным опытом старцем, который и в монастырской келье «страдал» о политических делах своей Родины.
После Журавиенского договора 1676 года Речи Посполитой с Турцией, согласно которому Киев объявлялся польским городом, а Подолье было отдано на разграбление султану, Ордин-Нащокин считал уместным для России твердо поставить вопрос о Киеве и Правобережье. Но при этом он снова и снова проводил свою идею о союзе с Польшей. Он считал, что этот союз нужен для объединения всех славян в их совместной борьбе с Турцией. Ордин-Нащокин писал, что сербы, болгары н
молдаване присоединятся к этому союзу, чтобы противостоять турецкому порабощению.
В то\ке время Ордин-Нащокин в своей записке всячески порицал предательство польских дипломатов и считал, что об Этом следует известить другие иностранные державы. Автобиографические записки Ордина-Нащоки-на составлены в остром публицистическом тоне и предназначались им для решения практических задач русской дипломатии.
Когда польские послы в 1679 году ожидались в Москве, гонец с грамотой от царя Федора скакал в Крыпецкий монастырь. Инока Антония вновь облачили в боярское платье и привезли в Москву.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: