В первой половине XIX века заметно ухудшилось положение не только помещичьих, но и государственных, удельных крестьян. Увеличивались оброчные и другие платежи, уменьшались наделы — часто за счет захвата земель помещиками. Крестьян заставляли работать на удельных фабриках.
Наряду с усилением эксплуатации крестьян помещиками и государством в деревне происходили и иные процессы. Зажиточные крестьяне скупали земельные участки (сеяли обычно лен), вели торговлю, заводили промыслы. Они становились эксплуататорами своих же собратьев.
Бели следствием беспощадной эксплуатации и жестоких истязаний крестьян было, с одной стороны, резкое ухудшение их положения, то, с другой стороны, это же приводило к усилению протестов, к все более частым выступлениям крестьян против угнетателей.
Присоединение к России Прибалтики в результате победы в Северной войне и перемещение торговых путей на Финский залив и Петербург привели к тому, что Псков окончательно потерял былое экономическое и военно-стратегическое значение. Ремесло и торговля утратили прежний характер. Бели ранее псковские изделия распространялись по всей России, то теперь ремесленники города и губернии работали преимущественно для местного рынка.
Население Пскова в течение XVIII столетия сокращалось. ‘ В 1767 году псковское купечество писало в наказе депутату Уложенной комиссии, созданной для выработки свода законов империи: «Понеже город Псков, обширно-стию своею состоящей более девяти верст, прежде сего многолюдством и жителством так был наполнен, что за дворовым и протчим строением никаких праздных мест не состояло… А по поданным в 1762 году к минувшей третей ревизии сказкам во оном городе Пскове купечества значится уже толико четыреста восемьдесят четыре души, но из тех от подачи оных сказок поныне разными случаями выбыло восемьдесят пять…» ‘ Купцы жаловались на разорение от большого пожара 1710 года, уничтожившего почти все строения в городе, на оскудение от военных постоев, на тяжесть городских купеческих служб, на конкуренцию крестьян, помещиков и иногородних купцов в торговых и промышленных делах: «…Печорские крестьяне, яко настоящие купцы, имея в той слободе довольное число лавок, производят разными товарами торги, а и талавские жители тоже имеют снетосушильные в том месте промыслы и торги и чи-
1 Сборник Русского исторического общества, т. 107. (Спб., 1900, стр. 372.
нят етпуски в другие города и места… но в службы купечеству никакого вспоможения и никаких же в купечество платежей не чинят» ‘.
Не понимая истинных причин экономического упадка Пскова, купечество уповало на помощь государства. Оно просило облегчения городских платежей и служб, требовало для себя монопольного права торговать льном, снетками, кожевенными товарами и прочими богатствами Псковской земли и добивалось от правительства беспроцентной ссуды 100 тысяч рублей. Собственных средств на более или менее крупное предпринимательство у псковских купцов не было.
В наказе немало говорится о том, что лен вывозится в другие губернии и за границу необработанным, а оттуда его «вывозят обратно к российским портам, за которым единым только переделом и постановлением в хорошее состояние противу продажных в России при отпуске в море цен пла-титца едва не в двадцать раз…» 2. Купцы обвиняли псковских помещиков в нежелании заводить льнообрабатывающие и полотняные мануфактуры, но сами не выражали ни малейшего желания этим заняться.
Дворянство в свою очередь обращалось к правительству с просьбой о создании в Пскове и Псковской провинции государственных льнообрабатывающих заводов. . Из материалов Уложенной комиссии 1767—1768 годов видно, как обеднел и захирел когда-то богатый город. Положение его не улучшилось и в конце столетия. В 1790 году в Пскове было 1486 домов (из них каменных только 93) и 7076 жителей. В городском Гостином дворе имелось 106 лавок, да еще 32 лавки располагались в купеческих домах. Между тем в XVI веке Псков насчитывал до 60 тысяч жителей, а в его торговых рядах и гостиных дворах имелось свыше 1500 лавок и торговых мест.
Промышленность города в XVIII веке была незначительной. В географическом словаре Полунина, изданном в 1788 году, о Пскове говорится, что он заводами и «рукоделиями» не знаменит, «из последних можно сыскать только нужные (то есть работающие на нужды населения города. — Авт.), а из первых находятся одни кожевенные…»3. В начале XIX века в псковской промышленности числилось
1 Сборник Русского исторического общества, т. 107, стр. 373. 8 Т ам же, стр. 396.
3 А. Ф. Полунин. Новый и полный географический словарь Российского государства, ч. III. M., 1788, стр. 137.
16 кожевенных, 6 солодовенных и 2 кафельных завода: Почти все эти предприятия были основаны в конце XVIII века или в первые годы XIX века. Старейшее из них — кожевенный завод псковского купца Семена Трубинского — существовало с 1759 года.
Хотя ведомость канцелярии псковского губернатора и называет все учтенные в ней предприятия города фабриками и заводами, на самом деле это были небольшие мастерские. На крупнейшем из них — кафельном и черепичном заводе Шорохова — имелось 12 наемных работников. На остальных предприятиях число работников не превышало семи, а на солодовенных заводах одного-двух человек.
Упадок городской торговли и промышленности привел не только к сокращению численности населения, но и к изменению его состава. Из 7076 жителей города в 1790 году купцов и мещан было 1759, включая членов их семей. Помещиков с семьями насчитывалось 497 человек и разночинцев 4820. К сожалению, мы не знаем, кого причисляли к разночинцам. Конечно, этот термин тогда не имел более позднего значения и к разночинцам, видимо, относились «люди разных чинов»: дворовые, крестьяне, священнослужители, военные, чиновники. Псков был административным центром, и поэтому в городе имелась значительная прослойка чиновников. Еще в 1708 году город вошел в состав Ингерманландской губернии; через 11 лет он стал центром одноименной провинции, включенной в 1727 году в Новгородскую губернию. После первого раздела Польши в 1772 году присоединенные к России области и западные русские земли были объединены в Псковскую губернию, центром которой стал город Опочка, удостоившийся этой чести только из-за своего географического положения. С 1776 года губернским городом становится Псков.
Экономический упадок Пскова, резко усилившийся после постройки Петербурга и окончания Северной войны, продолжался до реформы 1861 года. В 80-х годах XVIII века Псковская казенная палата жаловалась начальству на упадок внутреннего рынка, и в частности на то, что вырабатывавшаяся на Псковской казенной полотняной фабрике продукция не имеет сбыта. В 20-х годах XIX века жалобы псковских купцов на полный упадок торговли побудили Николая I создать специальную комиссию для исследования этого вопроса. Сохранились интересные записки местных купцов о причинах оскудения псковской торговли. Один из них, Дерябин, объяснял это тем, что правительство предоставляет слишком много привилегий иностранным купцам в ущерб купцам русским. Другой, Вихман, видел причину упадка в отсутствии дешевых и удобных путей сообщения. Он предлагал, в частности, построить канал для соединения рек Псковской губернии с Балтийским морем. Разумеется, причины упадка были иными.
Феодально-крепостнические порядки тормозили развитие капиталистической промышленности и торговли. Для примера приведем историю псковского второй гильдии купца Коротаева, который в начале XIX века оеновал суконную мануфактуру на три стана. Дело вначале пошло успешно, и Коротаев в 1811 году обратился к правительству с просьбой о ссуде для расширения суконной и создания новой полотняной фабрики. Однако эта просьба была отклонена. Правительство помещиков не хотело поощрять рост фабричных предприятий.
Оживление экономической жизни усиливается с середины XIX века и особенно после реформы 1861 года, открывшей новую эпохУ в истории России — эпоху капитализма. Большую роль в экономическом подъеме города сыграло открытие в 1859 году прошедшей через Псков железной дороги между Петербургом и Варшавой.
О значении железной дороги для экономики Пскова можно судить по таблице, взятой из труда В. И. Ленина «Развитие капитализма в России».
Таблица говорит сама за себя. Отметим, что главная масса грузов шла через Псков.
Большое влияние на экономику Пскова оказало строительство железных дорог Псков — Рига (1886—1888),
Псков — Бологое (1895—1897). Железнодорожное строительство влияло главным образом на торговлю и в меньшей степени сказывалось на местной промышленности.
По данным губернаторских отчетов и разнообразных статистических сборников, число предприятий города с 1858 по 1897 год увеличилось с 33 до 59. Среди них были кожевенные, свечные, войлочные, льняные, солодовенные, гончарные, лесопильные, мукомольные, водочные и другие.
Отдельные отрасли промышленности теряли свое значение (кожевенная, солодовенная, синильная); выросли новые (уксусная, канатопрядильная и другие), но они мало изменили промышленный облнк губернского города. В 1885 году на 55 фабриках я заводах числилось 414 рабочих, а стоимость всей продукции равнялась 5 322 403 рублям. В 1889 году рабочих было только 380, а стоимость продукции упала до 3 127 900 рублей. В 1897 году число рабочих выросло до 551, стоимость продукции составила 3 257 183 рубля.
Эти колебания отражали не столько действительную картину развития промышленности города, сколько несовершенство правительственной статистики, которая иной раз причисляла небольшие фабрики и заводы к ремесленным мастерским, а иногда относила их к фабрикам и заводам.
О слабой роли промышленности в экономической жизни города можно судить по тому, что фабричная инспекция, введеанаи в России в 1882 году, была учреждена в Пскове только в 1894 году.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: