За тридцать месяцев немецкой оккупации Новосокольники превратились в груды развалин. 1050 домов было уничтожено полностью, уцелело каким-то чудом только 32 дома и около 185 коробок без крыш и потолков. Фашисты уничтожили паровозное и вагонное депо, железнодорожные мастерские, узлы связи, здание вокзала, радиоузел и другие здания. В районе были сожжены почти все школы, все библиотеки, большинство клубов. Оккупанты разгромили 149 колхозов и совхоз «Шахниха». От двух МТС сохранился только один дом, а ведь до войны на землях района работало около ста тракторов.
Колхозные поля в буквальном смысле оказались начиненными металлом. Около 100 километров заграждений из колючей проволоки оставили после себя фашисты, более миллиона мин, свыше 30 тысяч окопов и других военных сооружений, много поломанного оружия и разбитой техники.
Сразу же после освобождения города приказом командующего 22-й армией командир 178-й Кулагинской дивизии генерал А. Л. Кроник был назначен начальником гарнизона города.
На городских улицах закипела работа. Саперы занялись раз-миниоованием зданий и сооружений, уцелевших после боев. Постепенно на родные пепелища стали возвращаться мирные жители.
Возобновил свою работу райком партии во главе с первым секретарем А. М. Соловьевым. Горисполком возглавил Н. Яковлев.
Жители послевоенного города вспоминают, что в самих Но-восокольниках по дорогам невозможно было проехать Они были взорваны мощными авиабомбами. На железнодорожном узла были взорваны не только сами здания, но и рельсы, разрушены все мосты, на многие километры оказались уничтоженными железнодорожные насыпи. Фашисты постарались сделать из города мертвую зону, стерли с лица земли все, что новосокольничане создавали многие годы. Порой казалось, что жизнь в этом городе прекратилась навсегда, что люди не смогут справиться с огромным масштабом восстановительных работ. Однако уже на второй день после освобождения города окрестности Новосоколь-ников огласил паровозный гудок — это железнодорожники извещали население о начале мирных трудовых будней.
В 1944 году восстановительные работы на узле были поручены подъемно-ремонтному поезду железнодорожных войск. Прибывающие с фронтов новосокольнические железнодорожники жили в вагонах. Ночью они старались по возможности находиться подальше от железной дороги, а паровозные бригады прятались в стогах сена, на окраине города. Фашистские самолеты долго еще старались помешать восстановлению города. До пятнадцати раз сбрасывали на узел бомбы на протяжении одной ночи. Точности попадания не было. Помогала светомаскировка, и выручала наша зенитная артиллерия.
Случалось, что узел подвергался бомбежкам днем, ведь фронт находился от города всего в 20 километрах. Это не мешало железнодорожникам вести сложные ремонтные работы. Станки, необходимые для ремонта паровозов, Новосокольникам сразу же выделило управление железной дороги. Кадры кочегаров, помощников машинистов готовились на месте.
Паровозное депо возглавил приехавший из Ржева опытный железнодорожник Сергей Павлович Рязанов. Через несколько дней прямо под открытым небом стали функционировать основные подразделения: механический цех, цех промывки и ремонта паровозов и крановый. Начальники цехов С. Войкевич, Е. Бло-кунов и А. Бойков были закаленные войной местные железнодорожники, способные повести за собой рабочий класс. Вскоре наладило ремонт вагонов и вагонное депо.
Дистанция пути располагалась в здании нынешнего кузнечного цеха. Учитывая важность железнодорожного узла, в Ново-сокольниках организовалось отделение Октябрьской железной дороги. В его задачу входило скорейшее обеспечение движения поездов между Великими Луками и Себежем, а также между Не-велем и Сущевом.
Отделение помещалось в деревянном одноэтажном здании по Октябрьской улице. Всеми его службами управлял Михаил Александрович Афанасьев, а в его помощниках ходил старший инженер Михаил Алексеевич Косачев, работавший на Новосокольническом железнодорожном узле еще до войны.
Среди машинистов паровозных бригад были очень опытные, довоенные специалисты — Александр Артамонов, Станислав Станкевич и другие. Поезда тогда шли по дороге очень медленно. Например, от Великих Лук до Себежа можно было доехать только за сутки.
Сильно было разрушено старое здание вокзала. Уцелела только одна комната, и в той вместо потолка были кое-как накиданные доски. Пассажирам от дождя и снега негде было как следует укрыться. Тут же, в этом импровизированном «зале ожидания», напротив входной двери находилась будка с надписью «Билетная касса».
Повсюду около железнодорожной линии курились по утрам дымки. Многие новосокольничане построили себе землянки. На месте Октябрьской и Московской улиц остался голый пустырь, за паровозным депо — кладбище паровозов.
В таком состоянии находились Новосокольнический железнодорожный узел и город в канун 1945 года. К тому времени город уже вошел в состав Великолукской области, сформированной из освобожденных земель в августе 1944 года. Особенно активно пошли работы по восстановлению Новосокольников после Дня Победы. И это было понятно: возвращались домой фронтовики. Вот как вспоминает то время Павел Лаврентьевич Хра-пенков, возглавлявший в те годы строительную организацию:
«Жилья мы строили много, но не хватило бы и десяти лет, чтобы полностью восстановить разрушенное и поселить всех, кто после войны возвратился в родные места. И вот узловой партком решил командировать меня в Финляндию для того, чтобы получить там закупленные разборные финские домики… После того как был получен пропуск на въезд в Финляндию, на «вертушке»— так назывался состав, который должен был обязательно возвращаться на станцию, с которой отправлялся в путь,— с двумя паровозными бригадами и паровозами отправился в путь.
Получить домики было нелегко, слишком много желающих прибыло за ними. Чтобы выполнить задание, пришлось применить фронтовую смекалку. В тот раз мы доставили в Новосокольники свыше ста домов. Среди них были и двухэтажные. Их установили на улицах Калинина, Октябрьской, Матросова, Подгорной и на станции. В последних поселились семьи железнодорожников.
В другой раз ездил в Финляндию за домами заместитель начальника депо Валисейчик. Привезенные им разборные домики на этот раз были установлены на месте теперешнего молочного завода. Образовался целый небольшой поселок, который долго в городе называли „поселком Валисейчика»».
В 1946 году 5-я колонна паровозов особого резерва была расформирована, и 129 железнодорожников вернулись работать на Калининскую железную дорогу. Прибыло пополнение и в депо Новосокольнического узла.
Страна оказывала огромную помощь восстанавливающемуся народному хозяйству Великолукской области. Правительство передало в распоряжение облисполкома продукцию трех заводов стандартного домостроения, около двухсот автомашин, две с половиной сотни тракторов, 15 тысяч голов крупного рогатого скота, 40 тысяч овец, большое количество сельскохозяйственных машин. С фронта прибыло на восстановительные работы в область восемь батальонов бойцов Красной Армии.
В сравнительно короткий срок была очищена от развалин большая территория, включились в работу пекарня и баня. В сентябре 1944 года была открыта городская школа, принявшая 615 учеников. Здание школы было возведено на ее прежнем фундаменте заново.
А к зиме этого года на территории района было восстановлено 136 колхозов из 149-ти. Осенью колхозники уже сумели посеять 5 тысяч гектаров озимых культур.
Строительство в городе и районе не прекращалось многие годы. Одно за другим поднимались административные здания, выстраивались в широкие улицы жилые дома. В 1953 году было введено в эксплуатацию и новое здание железнодорожного вокзала. В это время уже на полную мощь работал и сам железнодорожный узел. Машинисты Псковского и Великолукского депо проводили за год до 16 тысяч тяжеловесных поездов и перевозили до 8 миллионов тонн грузов сверх плана. Успешно трудились и вагоноремонтники. Их производственные показатели очень часто оказывались лучшими по всей сети железных дорог страны.
Произошли изменения и в Новосокольнической дистанции пути. В январе 1958 года в ее состав была включена дополнительно Идрицкая дистанция — 130 километров железнодорожного пути. Однако это никак не сказалось на стабильности работы предприятия. Все, что появлялось нового в отрасли, сразу же находило применение у новосокольнических железнодорожников. В начале 60-х годов они начали успешно применять при ремонте пути щебеночный балласт. Уже в 1968 году было уложено 64 километра бесстыкового пути на железобетонных шпалах. А к началу 1987 года протяженность таких путей составила 88 процентов от общей длины главных путей.
Неузнаваемо изменился за эти годы город, по-другому смотрятся и поселки. Поднялись жилые дома, новые административные здания, производственные корпуса. На станциях Себеж, Ид-рица, Нащекино, Пустошка, Маево и Локня появились помещения для отдыха пассажиров, «красные уголки» для отдыха рабочих.
За высокие производственные показатели дистанции пути неоднократно присуждались переходящие Красные знамена Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта, Управления Октябрьской железной дороги. Большая группа работников узла была награждена орденами и медалями. Так, ордена Дружбы народов был удостоен бригадир пути А. П. Полетаев, ордена Трудовой славы — монтер пути Е. К- Яснов, оператор дефектоскопной тележки
A. Т. Мигачев и плотник М. В. Горбунов. Медалью «За трудовую доблесть» награждены дорожный мастер В. И. Борода, дежурная по переезду Р. П. Натунич, оператор дефектоскопной тележки
B. И. Курмелев. Знак «Почетный железнодорожник» был вручен мастеру седьмого околотка Е. П. Марченко.
Многие опытные рабочие постоянно показывали пример без-
В дополнение к этой статье, советую прочитать: