Первый пункт во время путешествия на родину княгини Ольги – это место бывшей «веси» – деревни Выбуты. Здесь стоит каменная церковь XV века во имя пророка Ильи. Когда-то рядом с ней был тёплый придел во имя Николы Чудотворца, Интересно, что по местному преданию, первая выбутская церковь «тремя годами старше самого Пскова». Имеется в виду, конечно, какая-то ранняя церковь, предшественница нынешней. И основание этой ранней церкви предание приписывало княгине Ольге. По другому же преданию, в Выбутах хранились сани княгини. Возможно, к этой более ранней церкви могли относиться икона пророка Ильи XIII века и бронзовый посеребрённый хорос с изображениями кентавров и львов XIII – XIV веков. В 1883 году отмечено, что «Из вещей церковных обращает на себя внимание висящее среди храма медное паникадило, работы, по отзывам знатоков, итальянских мастеров IX или X в.» Судя по всему, это тот же самый хорос. Датировку IX – X веками оставляю на совести «знатоков». Местное предание, записанное в
1990 году, сообщает, что до постройки каменной церкви поблизости стояла деревянная. Когда была построена каменная церковь, народ по-прежнему ходил в деревянную и, в конце концов, её сожгли, так что всем пришлось ходить в каменную церковь.
Со временем и каменная церковь стала недостаточно вместительной для наплыва народа. И вот тогда, в 1914 году 11 июля, то есть в Ольгин день, был заложен каменный храм в честь Благоверной княгини Ольги Российской. При закладке храма присутствавали тогдашний Пре-
освященнейший Епископ Евсевий, всё руководство города и губернии во главе с губернатором камергером бароном Медемом и Великая Княжна Ольга Константиновна, в замужестве – королева Греции. С ней были также Великие князья Константин и Игорь Константиновичи. Храм
бьш не только заложен, но и сооружён. Но в связи с началом Первой мировой войны работы по отделке были приостановлены, и в таком виде храм достоял до 30-х годов (Илл. 3), а затем был разрушен. Его руины и частично вскрытые фундаменты и сейчас можно видеть рядом с церковью XV века.
Само название «Выбуты» В.Д. Смиречанский объяснял тем, что выше по течению от церкви, близ д. Волже-нец, песчаное дно реки сменяется известняковым, и что
здесь выступает, выбивается из земли каменная порода и дно поднимается на этом участке на 2 – 3 сажени, то есть на 4 – 6 метров. Это каменистое возвышение тянется на дне реки мимо выбутской церкви далее вниз по течению на 1/2 версты (500 метров) и кончается подводным обрывом, после которого опять идёт песчаное дно. Вниз по течению от острова на 3 версты «… плитняк дна реки постоянно плас-
тами (слюда) отрывается, дно понижается и образует вы-бои, пороги, ступни, водопады, ямы, завалы. Вода, пробегая по этим уступам и преградам, бушует, шумит, рвётся вперёд с огромной силою, побеждая препоны» (Илл. 4). Сейчас известно, что названия типа «выбуты» встречаются и в других местах. По писцовым книгам конца XVI века выявлен ручей Выбута. Известна пустошь Выбутова в бывшем Крестецком уезде Новгородской губернии. В «Толковом словаре» В.И. Даля название Выбуты производится от слова «выбут» – «бутить, заваливать яму, ров или воду камнем и землёй».
Встречается и другое объяснение названия Выбуты. Тот же В.Д. Смиречанский отмечает: « Из приведённой топографии сел. Выбут будет понятно, что вы-бои, ямы, рытвины, камни в реке Великой, делающие постоянный сильный бой волн и шум, дали означенной местности и само название «Выбуты», а народ изменил его в «Любуту» (любопытное место).»
А пока от «веси Выбутской остался только храм, да на старой гравюре видны несколько домиков причта – всё, что осталось от этой деревни к началу XX века (Илл. 5).
Несколько строений причта появилось ныне, в связи с возобновлением службы в храме. Святое место пусто не бывает – древняя «весь» Выбуты понемногу возрождается.
В Выбутах и их ближайших окрестностях с именем княгини Ольги связывали несколько реально существо-
вавших или существующих объектов. Так, по сведениям местных жителей, немного выше по течению от выбутской церкви, у кладбища, под обрывом берега реки, лет 50 назад лежал Ольгин камень – валун по размерам приблизительно вдвое меньше того, что известен у д. Бабае-во (см. ниже). На этом камне был выбит «след Ольги» примерно 36 – 37 размера – отпечаток босой ступни с изобра-
жением пальцев ноги. Размер был такой, что можно было поставить детскую ногу в этот след. Сейчас этот камень не сохранился.
Существует изображение некого Ольгиного камня на литографии 1882 года с аннотацией внизу: «Ольгин камень в Выбутах близ Пскова» (Илл. 6). На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Судя по деталям на этом изображении, выполненном, кстати, довольно тщательно, видно, что это Ольгин камень у д. Бабаево, над которым стояла часовня. На заднем плане, за камнем, на литографии – ровное пространство с несколькими выступающими камнями – поле и всхолмления, и слабо обозначенная, но всё-таки различимая кромка луга и поля. Этот главный Ольгин камень расположен в полукилометре от реки. На другой литографии по каталогу 1908 г. рядом с этим камнем для мае-
штаба изображены люди, и видно, что он много выше человеческого роста.
В 300 метрах к северу от юго-западной окраины современной деревни Бабаево, за дачными участками и строениями близ южной границы выбутского карьера, и находятся остатки этого разрушенного главного Ольги-ного камня – традиционного места поклонения местных жителей (Илл. 7). По старым картам и спискам, здесь находилась небольшая деревня Беклеши, носившая параллельно ещё и два других названия – Першино и Вериги-но. Позднее эта деревня вошла в состав деревни Бабаево. Поэтому все старые упоминания Ольгиного камня обычно даются с ориентацией от деревни Беклеши.
Впервые описание этого места в 1873 году дал известный псковский краевед и историк Н.К. Бргушевский: «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут – за деревенькой Беклеши – на пустынном низменном лугу, окружённом с трёх сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба – продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину До трёх аршин. Глыба эта считается святою и называется «Ольгиным камнем». Почему эта громадная скал*:считается святою и носит имя Ольги, – я никак не мог узнать.
Впрочем, в народе существует следующее баснословное предание: «однажды святая Ольга, торопясь в Выбут-скую церковь, к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить – и опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: облегчённая таким образом она пришла в церковь ещйв’о время. С той поры.зса-мень этот стал называться Ольгиным.»
Есть и другие легенды об этом камне. Например, одна из них гласит, что «когда святая Ольга отправлялась «на войну с поганью», то несла в «платке» множество больших камней, на пол-дороге платок прорвался
и из него выпал большой камень: именно тот, который лежит в поле у деревни Беклеши». Далее рассказывают, что когда строился мост для С.-Петербургско-Варшавс-кой железной дороги через близ лежащую реку Черёху, то Ольгин камень сверлили и хотели разорвать порохом, но никак не могли; «видно, святая не дала» – говорит народ.
Ежегодно во время крестного хода в память святой Ольги – из Псковского Троицкого собора в село Выбуты у камня совершается молебствие и открывается небольшая ярмарка. Тут же предполагается со временем устроить часовню во имя святой великой княгини».
В.Д. Смиречанскйй упоминает ещё одну легенду о камне: он будто бы принесён Ольгой во время построения храма в знак её желания, чтобы храм был на другом месте. На каком – легенда не говорит.
В 1878 году в связи с пребыванием в райне Выбут Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Константина и Дмитрия Константиновичей* также упоминается Ольгин камень. Великие Князья решили перед тем как проводить раскопки курганов в районе д. Ерусалим-ская, посетить Ольгин камень: «По окончании литургии Великие князья присутствовали при молебне, который был отслужен всенародно на сельской площади, пред церковью, а затем они последовали за крестным ходом до Ольгиного камня *), т.е. до того места, до которого пришедшие из Пскова иконы, провожаются местными из Лы-бутской церкви. За тем Их Высочества переправились на противоположный берег р. Великой для исследования курганов …
?. * Камень этот в высоту величиною аршина четыре. Народное предание говорит о нём так: Св. Ольга несла его к берегу, где строился ею мост чрез реку Великую, но
услышав звон колокола к литургии, оставила его на том месте, на котором он находится и по сие время».
Различных легенд, по-видимому, было много. Во всяком случае, ещё в 1917 году известный собиратель фольклора В.И. Чернышёв записал псковское народное предание об Ольге как о «сильной богатырке», переносившей с места на место огромные камни. Очевидно, что это предание близко к тем, что упомянуты выше.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: