им планам, в 46 саженях (98 м) к востоку от д. Выдра -Волжина и в 38 саженях (81 м) к юго-юго-востоку от Ключа Святой Ольги, и в 79 саженях (168 м) к северу от «древнего кладбища». Но к 1910 году почитание этого
места, по-видимому, прекратилось, судя по описанию этого времени: «По преданию св. Ольга родилась в деревне Ольгине, ныне Ольженец, близ погоста Выбуты, в 12-ти верстах от Пскова. По сие время указывают в деревне на остатки фундамента дворца святой, занятого постройкою крестьянина Длина фундамента была около восьми сажен, а ширина около шести» (Илл. 13). Тем не менеее, по местному преданию, всё, что строилось на этом святом месте, сразу же исправно сгорало. Так оно и стоит незастроенное до сих пор.
К 1914 году здесь стали постепенно забываться и предания, как это явствует из рассуждений В.Д. Смире-чанского относительно родины княгини Ольги: «Теперь
остаётся выяснить: действительно ли Выбута была родиной Ольги и известное нам место та ли Выбута. или под Выбутой разуметь надо целый край: погост, уезд. Настоящая Выбута лежит на левом берегу Великой, а в <<Степ. книге» она указана на правом берегу (по верхнему течению). Может быть, исторической Выбутой было нынешнее селение на правом берегу Великой под названием «Волженец»? Своим названием оно напоминает имя Ольги и находится около версты вверх по Великой от Выбу-ты». Здесь существует перевоз в брод на лошадях и экипажах через реку Великую. Отсюда же дорога идёт к Пскову и к Острову. У брода берега отлогие. В нынешней Вы-буте ещё недавно стояло 5 дворов, в Волженце же их былс 25-ть. В последнем селении, не смотря на невежество жителей, слышны остатки смутного предания, что родом Ольга отсюда. Здесь существуют ключи тёплые зимой. На берегу, называемом Ольгинским, недавно видно было основание большого здания. Может быть, тут была церковь или. часовня во имя Ольги, всё это забыто старожилами.»
Известно, что Ольгин ключ назывался также «колодезем»: «Деревня Вольжениц (Ольженец) находится на р. Великой не далеко от Выбут в 20 верстах от Пскова, при ней колодезь с именем Святой Ольги».
Этот источник, бьющий из-под обрывистого известнякового берега Великой рядом с деревней Волженец и оформленный в виде сруба, существует и поныне. Со стороны деревни, находящейся на высоком берегу, к нему ведёт крутая ступенчатая лесенка (Илл. 14).
На территоррии деревни Волженец, а также к востоку и западу от неё, встречается древнерусская круговая керамика – следы средневекового селища XI – XIII веков. Раскопки здесь не проводились, поэтому в будущем вполне можно встретить и более ранние находки, залегающие ниже.
Такое же средневековое селище с круговой керамикой имеется и на территории д. Паничьи Горки (Гора, Горка, Горки). Здесь же, по старому плану, прямо в центре деревни на берегу реки находилась крупная сопка – высокая погребальная насыпь, раскопанная в 1878 году Н.И. Соколовым. Некогда на вершине насыпи стояла деревянная часовня, и здесь же находился каменный крест на гранитном подпятном камне. В 200 метрах к югу от деревни были раскопаны три жальнич-ные грунтовые погребения из находившегося там могильника. Известно, что вещи из раскопок и крест поступили в музей Псковского археологического общества. Сопка не сохранилась. Однако, существенно то, что на территории одной из «ольгиных» деревень возвышалась погребальная насыпь IX – X веков. Дело в том, что деревня Паничьи Горки, наряду с Выбутами и Волженцем, претендовала на роль «узкой» родины княгини Ольги.
Ещё одно предание гласило, что родиной св. Ольги являлась деревня Ерусалимская – та самая, рядом с
которой находятся сопки со своеобразным обрядом, имеющим скандинавские аналогии, и вещами X века, раскопанные в 1878 и 1912 годах. В семи из восьми раскопанных курганов были найдены погребальные обожжённые камеры на вершинах насыпей. Найдены железные ножи, бронзовые спйрали-накосники, железные трубочки для трута, бронзовый наконечник ремня с орнаментом пальметкой и два горшка, один из которых – лепной. Четыре кургана были раскопаны здесь и в 1976 – 77 годах. Они содержали остатки сожжений с немногочисленным инвентарём: обожжённая стеклянная бусина, два обломка костяных бусин, бронзовые кольцо и спиральки, фрагменты лепного и раннекругового сосудов. Датируются они X веком.
К этому описанию остаётся ещё добавить Ольгину Гору летописи (см. ниже), и описание ольгинских мест вы-бутского изгиба Великой можно считать более или менее завершённым.
Следует особо отметить, что на этом изгибе реки ольгинская топонимика замыкает все три имеющиеся здесь брода через Великую. Очевидно, что эти броды должны были охраняться не только в позднее время – в эпоху Псковской вечевой республики, что известно, но и в более раннее время.
Итак, ещё один топоним – Ольгина Гора. Он интересен тем, что относится к концу XIV века и упомянут достаточно случайно. В Псковской летописи под 1394 годом сообщается, что новгородцы пришли ко Пскову с большим войском, стояли у города восемь дней, а затем ночью побежали прочь от Пскова, бросая стенобитные орудия. В одном списке летописи значится: «И тогда оубиша копорского Иоана под Олгиною Горою, а инех многих избиша на Выбуте, а инех руками яша».
Другой список уточняет, что «… иных бояр много на Выбуте избиша».
Для справки: Иоанн – копорский посадник – выборный руководитель одной из крупнейших новгородских крепостей – Копорья.
Учитывая, что именно в районе Выбут находятся три ближайшие к Пскову брода через Великую, то есть единственное в здешних местах скрещение водного и сухопутного путей, становится понятным, что здесь в 1394 году стояла какая-то псковская стража, которая эти броды контролировала, и которая наверняка сообщила в Псков о пути движения новгородского войска. Здесь, в условиях пересечённой и лесистой местности, тяжело вооружённое новгородское войско испытало наибольшие затруднения и понесло потери. Здесь же оно вынуждено было бросить стенобитные машины – «… а пороки и пу-щичи пометоша». По-видимому, именно в этом месте произошёл бой, и именно здесь псковичи настигли задержавшихся в районе брода новгородцев – ясно, что не ночью же они организовали погоню, а ранним утром -это в самом лучшем случае. Дело-то было 15 августа, когда ночи уже тёмные. Но тогда, по всему выходит, что и посадник Иоанн был убит, скорее всего, где-то в районе Выбут около приметного для всех ориентира – Оль-гиной Горы, единственный раз упоминаемой в летописи именно под таким названием. Вполне может быть, что этот географический ориентир не сохранился и был размыт рекой так же, как это произошло с городищем раннего железного века на левом берегу Великой в районе деревни Покрутище – остатки этого городища ещё в 1912 году видел В.Н. Крейтон. Не исключено, что один из бродов мог контролироваться городищем, и с этим-то несохранившемся городищем и могла соотноситься Оль-гина Гора. Как-то не верится, что единственный в нижнем Повеличье участок близлежащих бродов охранялся не городищем, а селищем, проще говоря, – деревней. Здесь контроль и за водным путём, и за движением че-
рез пороги. Очень уж бойкое и опасное место. Должно было здесь в X веке быть городище. Но нет его, не сохранилось. И в 1480 году, во время боевых действий с ливонскими немцами, «… пригороды стояша на Выбоу-те оу Броду, а броды затворивше…» Других ориентиров, кроме брода, здесь не отмечено.
Впрочем, есть ещё одна зацепка. Надо выяснить, почему и куда отступало новгородское войско от Пскова по некой дороге мимо Выбут. Это позволит понять по какому берегу реки Великой шли войска – по правому или по левому. Ход рассуждения здесь может быть такой. Естественно, что новгородцы пришли с востока и переходить с правого берега Великой на левый им не было решительно никакого резона, поскольку древний Псков – Плесков размещался на правом берегу. Соответственно, и отступать новгородцы стали вдоль правого берега по какой-то береговой дороге. Рискну предположить, что причиной отступления мог быть какой-то слух – истинный или ложный – всё равно, что псковичи в тылу у них перекрыли кратчайшую дорогу на Новгород, что вполне реально. Тогда единственный безболезненный путь отхода у них оставался только один – на юг, в земли Ржевы Пустой, или тогда, просто Ржевы – земли, подконтрольной Новгороду, занимавшей приблизительно территории нынешних Новоржевского и Бежаницкого районов* через псковско-ржевское пограничье, проходившее немного западнее горы Лобно – самой высокой точки Псковской области. Итак, войско двигалось по правобережью. Но тогда летописные выражения «на Вы-буте» и «на Выбуте у Броду» надо понимать широко, как весь четырёхкилометровый изгиб реки близ Выбут. Здесь в районе деревень Ерусалимская и Паничьи Горки на прибрежной части старый изгиб русла Великой, образующий две балки, создаёт трудности для передвижения любой техники и поныне. Очевидно, что здесь застряло
со своими стенобитными орудиями и новгородское войско – тащить тяжело, а бросить жалко. Вероятнее всего, что здесь и настигли их псковичи. И тогда Ольгина Гора летописи – это деревня Гора (Горка, Паничьи Горки). Вероятно, она могла быть названа так по сопке на берегу. Как показано выше, деревня эта, наряду с другими тремя, претендовала на роль узкой родины княгини Ольги, то есть связана напрямую с ольгинской топонимикой. Видимо, в 1394 году она именовалась как Ольгина Гора. Здесь находился третий брод и здесь Ольга, по преданию, перевозила в челноке князя Игоря. При этом, от идеи городища в X веке «на Выбуте» в широком смысле я не отказываюсь – такому месту оно положено по статусу, но где оно могло быть – это тема отдельного размышления.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: