Как я уже упоминал, какая-то часть выбутских легенд дошла до наших дней и была записана в 1990 году. При этом оказалось, что старшее поколение хорошо по-, мнит Ольгин камень, над которым стояла часовня. При этом в одном случае говорили, что на камне был Ольгин след – один отпечаток босой ноги, на котором были различимы вмятины от пятки и пальцев, и этот след оставила княгиня Ольга. Как будто, княгиня несла этот камень, чтобы отомстить – не то врагам за её убитого мужа, не то людям, которые ей вредили, и утопить их этим камнем близ выбутской церкви. Однако, камень княгиня не донесла. Рассказывали, что она несла камень в пололе, а когда камень упал, то он вырос. Ольга же сидела на камне и оставила след босой ноги. Вспоминают, что след был как будто закапан кровью, – очевидно, так размещались в следе красные вкрапления гранита. След был небольшой, как рассказывали, по размеру детский или женский. А другие жители утверждали, что было два следка Ольги на камне и даже отпечаток скомканного платья княгини – на том месте, где она, по преданию, сидела на камне.
Во всяком случае, в 1914 при закладке храма во имя княгини Ольги в Выбутах, «От Ольгинской часовни на камне, на котором, по преданию сидела св. Ольга и на котором показывают следы её стоп, до самого воздвигающегося нового храма стоял народ, ещё накануне пришедший к Ольгиному дню с крестным ходом из Пскова …»
А вот первый крестный ход из Пскова до Выбут был
учреждён и совершён ещё в 1868 году – накануне и в память 900-летия со дня кончины Ольги в 969 году.
В 1886 году Псковским Археологическим Обществом в память 1000-летнего юбилея рождения княгини Ольги в 1883 году над камнем была построена кирпичная часовня. И вот, с того времени это место стало называться не только «Ольгин Камень», но и «Ольгин Крест».
Часовня над Ольгиным камнем видна на двух доре-волюционных псковских открытках (Илл. 8, 9). При этом на той из них, где часовня видна в проекции сбоку, различима и небольшая часть самого Ольгиного камня. Сейчас от этого высокого камня сохранила1 ь только его нижняя часть. Это серого цвета гранит с тёмными и белыми включениями большого количества кварца. Самое интересное то, что согласно геологическим наблюдениям, самый знаменитый из ольгиных камней валуном не яв-
J
ляется, а представляет собой выступ гранитной скалы, пробившей снизу известняки и вышедшей на поверхность выше уровня дёрна.
Вот здесь я хочу обратить внимание на одно существенное для моего рассказа обстоятельство. Дело в том, что гранитные выступы скал, пробивающиеся из-под дёрна, такие как этот Ольгин Камень, совершенно не типичны как для окрестностей Пскова, так и для русского Северо-Запада в целом. Зато они являются очень типичным элементом ландшафта в Швеции и Норвегии. Как известно, княгиня Ольга имела и отца, и мать «от рода варяжского», то есть скандинавов, да и само её имя как в передаче императора Константина Багрянородного, с которым она встречалась лично, так и на фреске XI века в Софии Киевской (см. ниже), – Helga -Хельга, что и было затем переделано в славянизированную форму Ольга. После того, как увидишь пейзажи
Швеции и снова стоишь на Ольгином Камне, начинаешь понимать, что оседая на Руси, пришельцы – скандинавы испытывали острую ностальгию по родному пейзажу, и, конечно, они обратили внимание на единственную в округе гранитную скалу, которая затем получила название Ольгин Камень. И, между прочим, в 1,5 км к востоку на правом берегу Великой расположены сопки – крупные курганы, часть из которых была раскопана, и в них выявлены элементы скандинавской погребальной обрядности. А рядом с этими сопками при раскопках поселения первой половины X века, к югу от деревни Ерошиха, была найдена игла от кольцевидной скандинавской фибулы – застёжки. Полтора километра через реку наискосок – это совсем немного, это в пределах прямой визуальной видимости …
К западу от Выбут находится селище X – XIII вв. В основании его на материке найдена лепная керамика -это приблизительно время княгини Ольги. Ещё западнее – курганная группа, насчитывающая ныне шесть круглых и два длинных кургана. Погребения здесь разновременные – от каменных вымосток эстонского типа II в. н. э. до насыпей круга культуры длинных курганов V – VIII веков.
Не все археологические памятники сохранились доныне в районе Выбут. Например, на состояние 1913 года В.Н. Крейтон сообщал: «Следует отметить ещё присутствие нескольких очень крупных сопок и про-логоватых насыпей по обеим сторонам дороги из Пскова в погост Лыбуты, недоезжая полуверсты от последнего».
Если продолговатые или как их ещё называют, длинные курганы, можно как-то соотнести с той курганной группой, что раскапывал у часовни известный археолог В.Н. Глазов (см. ниже), то наличие «очень крупных сопок» заставляет предположить присутствие здесь высо-
ких насыпей сопочной культуры IX – X века, то есть времени княгини Ольги, не известных больше ни по каким данным. Какие-то курганы Глазов раскапывал и близ Выбут. Известно, что оттуда происходил небольшой серп и три гвоздя. В музее Псковского археологического общества хранился какой-то наконечник копья «…найденный в погосте Выбуте».
А близ часовни «Ольгин Крест» в 1904 году им обследовались и раскапывались длинные и круглые курганы с погребениями по обряду сожжения, относящиеся к третьей четверти 1 тыс. н.э. Раскопано было 10 курганов, и в них найдены были остатки погребений по обряду сожжения, обломки спирального браслета, керамика, отдельные железные вещи и обломок синей бусины. Высота насыпей была невелика – 1 – 1,5 м. Это явно не сопки Крейтона. Находились эти курганы «…на песчаной местности, поросшей мелким можжевельником». Этот пирамидальный можжевельник и ныне растёт близ Ольгино-го Камня. Точно такой же можжевельник я видел на курганах в Бирке под Стокгольмом.
Рядом с остатками большого Ольгиного Камня местные жители показывают ещё один камень, на котором, как будто, также сидела княгиня Ольга. Не уверен, что он действительно ранний, но предание – это предание …
По воспоминаниям местных жителей, ещё один Ольгин Камень находился на западной окраине д. Бабаево. Размеры его, по рассказам, были невелики, и он в дальнейшем, в ходе земляных работ, был смещён в сторону главного Ольгиного Камня. Действительно, если идти от дачных участков к главному Ольгиному камню, то слева от тропинки в группе передвинутых откуда-то камней можно увидеть небольшой валун – типичный камень – сле-довик с имитацией отпечатка следа небольшой ноги. Возможно, это и есть тот самый камень с окраины Бабаево.
Вот уже в третий раз в описании выбутских окрестностей я упоминаю камень с имитацией отпечатка следа человеческой ноги или, как ещё называют такой тип камней, камень – следовик. Культовые и исторические камни представляют особую разновидность исто-рико-археологических памятников, которые широко распространены на землях Латвии, Литвы, северной Беларуси, а также в соседних с Псковской Ленинградской, Новгородской и Тверской областях. В ряде случаев эти камни связываются преданиями с христианской традицией – след на камне считается следом Богородицы или какого-либо святого. Над некоторыми из таких камней ставились часовни. Сейчас в Псковской области известно не менее 214 культовых камней, из числа которых 90 – это камни – следовики. Думаю, что со временем их будет выявлено много больше. Традиция почитания таких камней – не славянская. Она восходит первоначально к языческим представлениям балтийских народов – предков современных латышей и литовцев. Известно, что какие-то группы балтийского населения проживали на территории Псковской области. Наверняка, во время Ольги в здешних глухих местах ещё можно было услышать балтийскую речь. Часть балтийских традиций была воспринята в местными славянами, в том числе и отдельные элементы почитания культовых камней. Затем христианская традиция «выжгла» язычество, и на местах поклонных языческих Мест воздвиглись христианские святыни. Думаю, что так произошло и с Ольгиными камнями.
Однако, вернёмся к описанию ольгинских памятных мест в районе Выбут. Одно из них находилось вверх по левому берегу от выбутской церкви. К юго-западу от ныне существующей деревни Покрутище когда-то находилось село Покровское: «В четырёх верстах выше Выбут, на берегу реки Великой, живописно расположено село ГТокров-
ское. По преданию это село составляло частную собственность («отчину») Святой Ольги. Тут стоял когда-то монастырь, ею же основанный, который будучи осквернён «Литвой поганой», был смыт рекою или провалился в реку. Достоверно то, что в часовне села Покровского сохранилось много древних икон, перенесённых туда из монастырской церкви перед разрушением её рекою, а самой реке часто находят каменные кресты, тёсаную плиту и проч.»
В 1,5 км ниже Выбут по обе стороны острова, называемого в старой литературе Богдановский или Шацкой (Илл. 10), известны: слева от острова – речная протока Ольгины Слуды (Илл. 11), а справа от острова – протока Ольгины Ворота или иначе Ольгин Рукав. Впервые их упоминает Е.А. Болховитинов в 1831 году: «Село Выбут-ское, или у народа именуемое Лыбутское существует и ныне, а ниже оного в полутора версте на реке Великой двумя рукавами около лежащего по среди острова обтекающей один рукав мельче текущий в брод по каменному дну, называется до ныне Ольгиными слудами (слуда значит подводный камень) другой же рукав поглубже Ольгиными Воротами».
В 1861 году путешествовавший в этих местах Н.К. Отто, также отметил, что «Ниже Лыбуты на реке лежит остров, с одной стороны в реке наполненный каменьями, которые зовутся Ольгиными слудами, с другой стороны река глубже и называется Ольгиными воротами».
В 1858 году иеромонах Иосиф (Баженов) не преминул заметить об обоих протоках: «.Названия этих мест слишком ясны, чтобы ‘их понимать как либо в другом значении и не относить к кн. Ольге».
В дополнение к этой статье, советую прочитать: