Самое же подробное и интересное описание даёт, как всегда, Н.К. Богушевский: «Несколько ниже Выбут по р. Великой находится небольшой скалистый островок, поросший травою, носящий название Шацкого. Остров этот разделяет реку на два протока. Один из них
называется «Ольгиными Слудами (т.е. подводными камнями), а другой «Ольгиными Воротами». В этом месте -
по преданию, святая Ольга, бывшая ещё крестьянкой, перевезла в челноке через реку великого князя Игоря. В окрестностях Выбут но реке Великой, – начиная от дер. Вольжиной. до дер. Бабаевой (две версты ниже Выбут), прохожих и теперь перевозят через реку в челноках особенной конструкции, выдолбленных из толстых стволов осин. В таком челноке могут поместиться не более 2-х человек. Управляет челноком рыбак или перевозчик -одним веслом или багром». Как могла происходить переправа князя Игоря на таком челноке, показывает изображение на старой открытке (Илл. 12).
В связи с возможностью выхода на первоначальный пласт ольгинской топонимики Выбут, интересно посмотреть на этимологию слова «слуды». А то, что слово это
весьма древнее, показывает, например, имя одного из послов Руси в Византию в 944 году: «Слуды от Игоря, племянника Игоря», то есть племянника князя Игоря, который стоит в списке на четвёртом месте после посла княгини Ольги, которого звали Искусеви. Позднее я ещё вернусь к имени ольгиного посла.
Итак, географическая этимология слов «слуда», «слудка» объясняется как «выход коренных пород, обнажающихся в возвышенностях или долинах рек … крутой берег реки, обрыв. Др.-рус. слудъва, слуда – «скала», «утёс»; слудяный – «скалистый» … «Слуда – высокий, бугристый, поросший лесом берег большой реки» … «крутой песчаный берег», «гряда, заросшая сосновым лесом»; «высокий гористый берег реки, заросший лесом» … Этимология неясна, возможна связь со словом слуд – «пойменный луг, наслуд – «наледь», слудь – «наст» … «Сближается с нор-веж, sludd, датск. slud – снег и дождь вперемежку, ислан. sludda – ком, слюна, сопли; верхненемец. Schlutt – грязь, оттепель …» Названия этого типа есть в Ленинградской обл. – Слудицы, в Вологодской – Слудно, а также на Оке, в Коми, в Пермской и Кировской обл. и близ Оренбурга.
В нашем случае, справа от острова действительно и ныне имеется высокий, заросший соснами берег и действительно бугристый, поскольку на нём расположены известные ерошнхинские сопки. Внизу под сопками – продолговатый пруд, который когда-то сообщался с рекой заплывшей и заболоченной протокой, который вполне мог служить удобной гаванью для небольших ладей. Такой же высокий берег и слева от острова, безлесный и ровный. При этом надо иметь в виду, что слудами име-нуе.тся ньше имедао тот проток, который течёт мимо левого берега. Как обстояло дело в средневековье, если тогда здесь действительно имелся некий проток, именовавшийся «Слуды», мы не знаем.
Итак, подводя итоги этому этимологическому экскурсу, можно считать, что псковское слово «слуды» в значении «подводные камни» представляется вторичным образованием по отношению к основному значению. По-видимому, испорченными производными названиями от «слуды» являются «Ольгины следы» и «Ольгина слюда» -«…здесь плита слоится, почему дно реки именуется «Ольгина слюда». На этом месте, Ольга, говорят, перевозила Игоря».
С Ольгиными Воротами связано предание, что Ольга переходила здесь через реку и бросала камни в воду, чтобы до ним перейти на другой берег, и что так они здесь и остались.
Выше острова в реке показывали ещё один Ольгин Камень. О нём упоминает только Н.К. Богушевский:
«Около Шацкого острова, сажень за двадцать от его верхней оконечности, выдвигаются из воды несколько гранитных камней. Один из них называется «Ольги-ным». Предание говорит, что когда святая Ольга купалась в реке, то после купанья, камень этот служил ей местом отдохновения». Таким образом, этот камень относится к числу не археологических, а исторических объектов.
В 3,5 км ниже по течению реки от острова Богда-новский – Шацкой на левом берегу расположена деревня Пристань. Здесь, по местному преданию, Ольга воспитывалась у богатой тётки. Так это было или нет, неизвестно, но здесь надо иметь в виду следующее обстоятельство. В скандинавском мире эпохи викингов, то есть в IX – X веках, был интересный обычай: даже очень знатные люди отдавали своих детей на воспитание к людям менее затным. Это считалось полезным для формирования их характера. Вспомним, что и отец, и мать Ольги -«…от рода Варяжска». И ещё одно обстоятельство заставляет задуматься по поводу предания о тётке Ольги.
В Степенной книге в своей речи Ольга как бы невзначай говорит: «… о моём сиротстве..» А что, если её родители действительно рано умерли? Ничего невозможного для того периода в этом нет. Время было неспокойное. В боях гибли простые общинники, дружинники, гибли даже князья. Как знать …
Однако, самое большое количество преданий связано с д. Волженец (Ольженец) на правом берегу р. Великой. Именно здесь между деревней Волженец на правом берегу и деревней Кузнецово – на левом и поныне существует главный брод через реку, который в конце XIX века назывался Литовским. В 1873 году Н.К. Богушевс-кий отметил: «Народное предание указывает на две местности в Выбутском приходе, как на места, где родилась святая Ольга: на деревню Гору или Горку, расположенную на правом берегу реки Великой, против Выбутской приходской церкви, и на деревню Выдру – Волжино – Оль-жино тож – деревню, находящуюся в двух верстах (вверх по течению реки) выше Выбут.
В деревне Горка «память» о святой Ольге далеко не так распространена как в дер. Выдре: – по этому и потому что в Выдре (Волжиной тож) сохранились различные предметы, носящие имя св. Ольги, – а в Горе их совсем не оказалось, – я считаю более справедливым признать за дер. Волжиной честь называться родиной св. Ольги. К тому же самое название деревни «Вольжино» есть явное искажение названия «Ольгино». По сказанию священника села Выбут Николая Троицкого – в Выбутских метрических книгах конца прошлого столетия – деревня Выдра называется иногда «Ольгиной» а иногда «Вольгиной и Вольжиной». Выдрой называется только с недавнего времени, а именно с той поры, когда деревня Волжино распространившись вдоль берега реки, соединилась с маленькой деревенькой Выдерой или Выдрой; с этого время стали деревни Волжину и Выдру называть одним, об-
щим именем. Жители бывшей Выдры – однако и теперь называют себя «Выдерскими», а жители деревни Вольжи-ной говорят, когда их спрашивают: откуда они? «Мы с Вольжиной».
В районе деревни Волженец сохранилось довольно много микротопонимики, связанной с именем княгини Ольги. Рядом с деревней во времена Богушевско-го видны были ещё остатки фундамента какой-то постройки, носившей название «Ольгина церковь» или «Ольгин дворец»: «На крутом правом берегу реки Великой, в 25 или 30 саженях, вниз по её течению, от д. Вольжиной, на деревенском поле видны полузасыпанные землёю развалины, древнего, грубо – из ручного известняка сложенного фундамента. Здание, от которого сохранились эти развалины, имело очевидно форму правильного параллелограмма, узкие стороны которого обращены к востоку и западу – а внутренность разделена на пять отделений: из них два больших и три маленьких. Длина всего здания около восьми, а ширина около шести сажень.
Крестьяне считают это место святым, не распахивают его – хотя оно находится посреди поля – и намереваются устроить на развалинах часовню в честь святой благоверной великой княгини Ольги, дворец которой (а по сказанию иных церковь её, разорённая «поганой Литвой») стояла на этом месте. Тут же где-то находился сад и погреба великой княгини – «наполненные золотом и серебром» – но найти или видеть их можно только в ночь на Ольгин день (11 июля)…» Далее предание сообщает, что святая Ольга была великая волшебница «… и наложила на свои сокровища и сады чары, превратившие её «любимую усадьбу» в «усадьбу невидимку».
По новому стилю Ольгин день приходится на 24 июля. В ночь накануне этого дня желающие провести бессонную ночь, могут попробовать увидеть ольгины
усадьбу, сады и погреба. Может быть, кому-то повезёт. Всё-таки, как-никак, первая русская святая. И чудеса на её могиле в Киеве происходили. Но для этого надо очень сильно верить. Впрочем, продолжу прерванный этой ремаркой рассказ Богушевского о местной микротопонимике: «Неподалёку от развалин «дворца» находится древнее кладбище и группа могильных насыпей (курганов), в которых иногда находятся черепа, кости и обломки доспехов и оружия. На берегу реки из-под отвесной известковой скалы струится прозрачный как хрусталь и холодный как лёд источник: так называемый «Ольгин ключ». Сюда по преданию – святая, будучи ещё крестьянской девицей, ходила за в’одой и умывала в нём каждое утро «своё светлое личико». С той поры источник приобрёл дивное свойство: исцелять верующих, умывших в нём лицо и глаза и опустивших в его светлые струи какую либо медную или серебряную монету, от всевозможных глазных недугов – и даже от слепоты. Лет двадцать тому назад к источнику приходило ежегодно множество богомольцев и больных. Польза от этого наплыва народа была для жителей «Ольгиной родины» немалая: – в виде вознаграждений («благодарений») за гостеприимство, собирания лепты благочестивых поклонников и святого источника и т.д.
Но число верующих в чудесные свойства «Ольгино-го ключа с каждым годом уменьшается и очень может быть, что в недалёком будущем память о целебных его свойствах совершенно изгладится из мира народных преданий».
Что касается фундамента, описанного Богушевс-ким, то сохранилось два дореволюционных обмера «Ольгиного дворца», на которых приведены планы прямоугольной постройки: на одном плане S,S x 8,5 саженей, т.е. 11,7 х 18,1 м, а на другом 6 х 8,5 саженей, т.е. 12,8 х 18,1 м. Постройка располагалась, согласно обо-
В дополнение к этой статье, советую прочитать: